Джордж Катсификас
ПЕТР КРОПОТКИН И ВОССТАНИЕ В КВАНДЖУ
Этот доклад – попытка применить идеи Кропоткина к революционному движению второй половины ХХ-го века. Хотя Кропоткин создавал свою революционную теорию в основном на материале социальных движений Франции (особенно Революции 1789-1793 гг. и Парижской Коммуны 1871 г.), он был интернационалистом, призывавшим "чувствовать себя заодно с бьющимся сердцем всего человечества, с начинающимся бунтом против вековой несправедливости и с попытками выработки новых форм жизни". Восстание 1980-го года в корейском городе Кванджу – одно из важнейших событий современной истории. По Кропоткину, свободная коммуна – цель и средство революции: "Восстание Парижской Коммуны... дало ответ на вопрос, который мучил каждого истинного революционера. Дважды Франция пыталась осуществить социальную революцию через центральное правительство... Каждый раз она терпела неудачу. Но теперь новое решение было обозначено: свободная коммуна должна делать это"... "примером, а не силовым навязыванием законов, не подчинением правилам большинства, которые всегда являются правилами посредственности. Самоуправление не может пониматься только как территориальное. Чтобы оно было эффективно, оно должно охватывать все функции жизни свободного сообщества". Путь к свободной коммуне лежит через восстание. Кропоткин понимал, что революцию делают сами люди, народ – а не "руководящие и направляющие" авангардистские партии или группы заговорщиков. Он видел в восстаниях не только средство, но и ключ к определению целей революции: "Характер каждой революции определен характером и целью восстаний, которые ей предшествуют".
В Париже в 1871г. и в Кванджу в 1980г. безоружное население, восставшее против правительств, взяло под контроль пространство городов и удерживало его, сопротивляясь военным силам, стремящимся восстановить "общественный порядок", сотни тысяч людей оказались на высоте положения и создали народную политическую самоорганизацию, заменившую государственную власть. Преступность в освобожденных от власти городах резко упала – люди интуитивно ощущали небывалое братство между собой. Реальность Коммун в Париже и Кванджу опровергает пропагандистский миф о том, что люди по существу злы и поэтому им якобы требуются сильные правительства, поддерживающие порядок и правосудие. Поведение людей в городах, освобожденных от власти, показало способность людей к самоуправлению и взаимопомощи. Власти, подавлявшие восстания, напротив, демонстрировали нечеловеческую жестокость. Читая у Кропоткина описание действий правительственных войск, трудно определить, где это происходит – в Париже или Кванджу: "Вы должны погибнуть, независимо от того, что вы делаете. Если вы взяты с оружием в руках – смерть! Если вы просите пощады – смерть! Куда бы вы ни повернули – направо, налево, назад, вперед, вверх, вниз – смерть! Вы не просто вне закона, вы – вне человечества. Ни возраст, ни пол не могут спасти вас и ваших близких. Вы должны умереть, но сначала вы должны испытать агонию вашей жены, вашей сестры, вашей матери, ваших детей! На ваших глазах раненых должны взять из медпункта и заколоть штыками или забить прикладами винтовок. Их будут тащить по грязи, ещё живых, за сломанные ноги или кровоточащие руки и швырять, как отбросы, в сточные канавы. Смерть! Смерть! Смерть!"