Так ты государственность Руси начинаешь отсчитывать от захвата Олегом Киева,что-ли?Допустим.А чем тогда тебе климатическая зона тамошняя не нравится,что ты чудом небывалым считаешь возникновение там государства?Про смуты к делу пока не относится.
Все уже обсуждалось..
И вот именно в этом аспекте (а вовсе не по исключительному "обилию" территории)
Россия — в самом деле уникальная страна.
Один из главных истоков государственности и цивилизации Руси, город Ладога в
устье Волхова (к тому же исток, как доказала современная историография,
изначальный; Киев стал играть первостепенную роль позже), расположен именно на
60-й параллели северной широты. Здесь важно вспомнить, что западноевропейские
"колонизаторы", внедряясь в страны Южной Азии и Центральной Америки (например в
Индию или Мексику), находили там высокоразвитые (хотя и совсем иные, нежели
западноевропейская) цивилизации, но, добравшись до 60 градуса (в той же северной
Канаде), заставали там — даже в ХХ веке — поистине "первобытный" образ жизни.
Никакие племена планеты, жившие в этих широтах с их климатическими условиями, не
смогли создать сколько-нибудь развитую цивилизацию.
А между тем Новгород, расположенный не намного южнее 60 градуса, уже к середине
XI века являл собой средоточие достаточно высокой цивилизации и культуры. Могут
возразить, что в то же время находящиеся на той же северной широте южные части
Норвегии и Швеции были цивилизованными. Однако благодаря мощному теплому
морскому течению, омывающему эти страны, а также общему характеру климата
Скандинавии и, кстати сказать, Великобритании (океаническому, а не
континентальному, присущему России**) зимние температуры в южной Норвегии и
Швейцарии в среднем на 15—20(!) градусов выше, чем в других находящихся на той
же широте землях, и снежный покров, если изредка и бывает, то не долее месяца,
между тем как на той же широте в районе Ладоги—Новгорода снег лежит 4—5,5
месяца! В отличие от основных стран Запада в России необходимо в продолжение
более половины года интенсивно отапливать жилища и производственные помещения,
что подразумевает, понятно, очень весомые затраты труда.
Не менее важно и другое. В истории высокоразвитой цивилизации Запада громадную
роль играл водный — морской и речной — транспорт, который, во-первых, во много
раз "дешевле" сухопутного и, во-вторых, способен перевозить гораздо более
тяжелые грузы. Тот факт, что страны Запада окружены незамерзающими морями и
пронизаны реками, которые или вообще не замерзают, или покрываются льдом на
очень краткое время, во многом определил беспрецедентный экономический и
политический динамизм этих стран. Разумеется, и в России водные пути имели
огромное значение, но здесь они действовали в среднем только в течение половины
года.
http://bolshoyforum.com/forum/index.php?topic=23032.0