1243-1257. Запад против Востока & Два пути: Галицкая Русь и Залесская украйнаОт поездки Ярослава в Орду до первой переписиВ 1243 г. в.к. Ярослав, взвесив ситуацию, едет в Орду к Бату-хану. Тот вручает ему ярлык на его собственное княжество и признаёт старшим между всеми русскими князьями. "В Великороссии согласились с тем, что Русская земля стала земля "Канови и Батыева", т.е. признали сюзеренитет монгольского хана (хотя престол в это время был вакантным) и Батыя как старшего в роде Борджигинов, и что "не подобает на ней жити не поклонившися им".
Сын Ярослава - Константин - отправляется дальше, в Монголию. Возвращается он в 1245 г. с приказом Ярославу ехать туда же. В том же году (1245) Александр Невский воюет с литовцами и разбивает их в серии сражений.
1245 г. Ростислав Черниговский, женившись на дочери венгерского короля Белы IV, приходит с его войсками под Галич, но их отгоняют. После этого он опять возвращается, уже не только с венгерской подмогой, но и с польской, и осаждает город Ярослав. Близ этого города, на реке Сане, произошло последнее крупное сражение между Мономашичами и Ольговичами, в котором Даниил и Василько Романовичи одержали решающую победу. Только после этой победы Даниил и Василько Романовичи окончательно утвердились в своих княжествах.
"Напряженная и весьма жестокая война, окончившаяся победой Даниила над польско-русско-венгерской армией под стенами города Ярослава 17 августа 1245 г., описана достаточно обстоятельно, но место ее в истории требует дополнительного анализа. Война на Карпатах принципиально отличалась от войны в Прибалтике.
Александр Невский защищал свой суперэтнос и его культуру от железного натиска католической Европы, или, что то же, от колониального порабощения. Поэтому он отказывался от любого культурного обмена с Западом, даже от дозволения религиозных диспутов. На юге-западе война носила другой характер. Бела IV Венгерский, Болеслав Стыдливый Малопольский и примкнувший к ним Ростислав Черниговский состояли в гвельфском блоке. Конрад Мазовецкий призвал на свою землю Тевтонский орден, стоявший на стороне Гогенштауфенов; Даниил Романович продолжил традицию своего отца, ставшего союзником гибеллинов, а Миндовг, язычник, готов был бить католиков где только возможно.
После этой победы к Даниилу пришёл приказ Бату-хана: "Дай Галич!". Даниил отправляется в Сарай и заключает мир с Бату-ханом, признавая его покровительство. Автоматически он тем самым признает и то, что является вассалом великого князя Ярослава Всеволодовича, которого Бату признал старшим среди русских князей. Вследствие этого, венгерский король предлагает Даниилу мир и династический союз: Лев Данилович женился на дочери короля. Находя, однако, покровительство Бату-хана для себя позорным, Даниил завязывает отношения с папой Иннокентием IV, предлагая в обмен на военную помощь против монголов воссоединение церквей.
После прибытия в 1243 г. Ярослава и в 1245 г. Данила в ставку Бату, Русь начинает ориентироваться на (попадает под влияние) монголов
Но никаких формальных, письменных договоров не заключается. Все договорённости князей с ханами носят исключительно личный устный характер. На самой Руси существует две "партии" с различными взглядами на будущее. Первая, антивосточная, возглавляется Даниилом Галицким, Михаилом Черниговским и Андреем Ярославичем Владимирским. Партия ориентируется на гвельфскую Европу. Михаил участвует в Первом Лионском Соборе (1243-1245). Даниил получает корону от Папы Римского (1255), став таким образом его вассалом. Андрей заключает с Даниилом династический союз (1250). Даниил пробивает своего ставленника - Кирилла - на пост митрополита всея Руси. Кирилл, однако, не соглашается с его политикой и уезжает к Александру Невскому, лидеру другой партии. Эти князья, в принципе, соглашаются признать главенство Папы в обмен на военную помощь против монголов. Вторая партия, антизападная, возглавляется сначала Ярославом Всеволодовичем, потом Александром Невским. Поддерживается православным духовенством. Согласны платить дань монголам в обмен за помощь против внешних и особенно внутренних противников.
"Итак, древнерусский настрой раскололся, а вместе с ним раздробился и этнос...
...Напрашивается вывод, что Даниил и Александр стоят друг друга. Один обожал немцев, другой - татар. А кто же был за русских?
Были в это время и княжества с древнерусскими традициями - между Днепром и Западным Бугом, между Припятью и Двиной. Эти так называемые Белая и Черная Русь не подчинялись ни немцам, ни татарам. http://tochka.gerodot.ru/rus-orda/glava02.htm