Авторам письма президенту РФ В.В.Путину
против клерикализации общества,
в поддержку и с благодарностью
(окончание)В прямых планах Божиих – устроение иной церкви, иного образа веры. Не нового – изначально-христианского, аутентичного, не искаженного.
Когда в XIX веке в Европе начались ‘обезьяньи процессы’, премьер-министр Великобритании Дизраэли заметил: ‘Какой вопрос поставлен ныне перед обществом? Что есть человек – обезьяна или ангел”.
По одну сторону баррикад были тогда христиане, по другую – ученые-дарвинисты.
Ныне ситуация изменилась… вопрос остался прежний. По иному расположились лишь силы на баррикадах.
‘Что есть человек – обезьяна или ангел?’ – вопрошают в один голос Бог и человеческая совесть. И проповедниками новой ‘обезьяньей теории’ оказываются сплошь и рядом не кто иные, как ортодоксы-церковники, несмотря на весь свой ярый антидарвинизм.
Кем как не обезьяной (‘обезьяной Бога’) с религиозной точки зрения надо считать человека, чтобы отказывать ему в праве на свободную совесть, утверждая, что без батюшки-поводыря он способен лишь на зло и заблуждение? Чтобы полагать его бесправным ‘рабом Божиим’, подсудимым небесного трибунала? Чтобы отрицать его способность построить достойное общество без “руководящей и направляющей” руки крепкого вождя и обязательной для всех догмы (а кто против – в каталажку, как врага народа)? Но именно такие взгляды в последнее время демонстрирует и насаждает РПЦ.
И напротив, атеисты-ученые, отстаивая принцип свободы совести и верящие в прекрасный потенциал человеческого духа и разума, ближе подошли к последней, фундаментальной истине о человеке, открытой еще Христом.
Человек – носитель подлинно божественного потенциала, пусть и несовершенный, но в изначальных своих мотивах благородный и чистый. Чем бы он ни занимался, голос совести, стремление к правде и способность любить в нем первичны, универсальны и абсолютны. Исповедуемые взгляды – лишь прилагаются.
*
Когда-нибудь само собой снимется вековое противостояние науки и религии. Оно – всего лишь признак времени, свидетельство несовершенства нашего мира. Настанет эпоха, когда правдолюбцы будут столь же несомненно и опытно постигать проявления любящего и вечного Божества, как сегодня они постигают экспериментально подтверждаемые факты материального мира…
*
Сегодня, увы, властвует ‘лысенковщина от религии’. Всюду насаждая свои ограниченные представления – столь же далеко отстоящие от истинной веры, сколь религия отстоит от науки – она претендует на роль ‘единственно верного учения’, подвергая остракизму всех несогласных. Если ее адептам удастся реализовать свои притязания, судьба России может быть весьма печальна, сколько бы ни кричали они о ‘патриотизме’, ‘русскости’ и ‘культурных традициях’.
Вот почему честь и хвала вам, благородные ‘подписанты’! Вы не побоялись во всеуслышанье воззвать к правде – нет, не к ‘карающей руке большого начальника’, как вам приписывают злопыхатели. Вы апеллируете к живой совести человеческой, к самому драгоценному, что заложено в нас свыше. Благодаря вашему обращению всколыхнулось общество, впервые всерьез задумавшись о том, какую веру оно желает видеть в России: веру святых бескорыстных подвижников, или веру фарисеев и религиозных чиновников.
Своим шагом вы засвидетельствовали перед лицом Бога и мира, что в России по-прежнему есть истинная интеллигенция, наделенная чуткой духовной совестью, способная смело и бескомпромиссно отстаивать принципы гуманизма и демократии.
Благодарим вас от лица наших отцов – подвижников истинного православия, просиявших в славе Христа, явивших образцы святости, премудрости, мира и любви.
Л.Б., журналист
Н.П., к. филос. н.
и еще более сотни подписей
Письмо приводится с небольшими сокращениями