Да, Эконом, это была грубая и принципиальная ошибка Сталина, повлекшая тягчайшие последствия. Ленин призвал сокращать партию, считая, что 400 тыс. это много, и что ее необходимо насыщать промышленными рабочими, а Сталин стал раздувать ее бюрократией до миллионов.
Мы должны создавать партию, которая будет партией рабочих, в которой нет места примазывающимся... Партия должна быть настолько узкой, чтобы вбирать в себя вне рабочего класса только тех выходцев из других классов, которых она имеет возможность испытать с величайшей осторожностью-т.39,с. 361.
Именно этот вопрос стал вызывать у Ленина острую тревогу когда, после прихода партии к власти, начал наблюдаться, по его выражению, «гигантский напор в партию элементов мелкобуржуазных и прямо враждебных всему пролетарскому», в результате чего он пришел к выводу, что (т. 45, с.17-18):
Нет сомнения, что наша партия теперь по большинству своему недостаточно пролетарская. Я думаю, никто не может оспорить этого, и простая справка со статистикой подтвердит это положение... в настоящее время пролетарская политика партии определяется не ее составом, а громадным, безраздельным авторитетом того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией. Достаточно небольшой внутренней борьбы в этом слое, и авторитет его будет если не подорван, то, во всяком случае, ослаблен настолько, что решение будет уже зависеть не от него
Как в воду глядел!
В свете этого ленинского положения можно понять, что произошло в дальнейшем с КПСС. К ХIХ съезду от старой партийной гвардии остались считанные единицы во главе со Сталиным - враги приняли во внимание роль партийной гвардии, направив усилия своих агентов на ее физическое истребление - достаточно вспомнить убийство Кирова. Вместо нее к власти пришли выдвиженцы из «новых коммунистов» типа Маленкова, Хрущева, Поспелова и т.п.
К этому времени партия окончательно потеряла свой пролетарский статус - на XIX съезде число делегатов с высшим и неполным высшим образованием составляли почти 70%, не считая тех, у кого было среднеспециальное образование. Так что, число рабочих делегатов было менее 30%.
Ленин же считал состав партии недостаточно пролетарским, когда число рабочих делегатов на XI съезде составляло 48 % (данных о социальном составе непосредственно партии автору найти не удалось, что тоже показательно - не афишируют!).
Соответственно, пролетарская политика, если таковая была, держалась исключительно на авторитете Сталина. С его смертью власть окончательно перешла в непролетарские руки, враждебные социализму. После этого остатки старой партийной гвардии были выброшены из партии как «антипартийная группа» - она стала чужеродным элементом в непролетарской партии.