Уважаемый Хендар, я обдумал свои замечания по поводу разбираемой вами очень важной темы о современном определении пролетариата и его месте в мировом революционном движении. Я уже приводил большую часть аргументов ранее, теперь же скомпоновал их по-новому, оттенив более чётко свою мысль. Вы настаиваете на коренном различии в современных условиях характера труда и места в социальной иерархии рабочих и ИТР, а я указывал на их срастание чуть ли не до отождествления. Ещё раз приведу примеры:
- разница в зарплате между этими двумя категориями, если судить по знакомой мне отрасли среднего машиностроения, в которой работаю 15 лет, иллюзорна; немало рабочих получают заметно больше инженеров, а в девятнадцатом веке и начале двадцатого зарплата отличалась в десятки раз.
- инженерные должности занимают люди без высшего образования, талантливые рабочие. В НИИ, в «моём» здании, около 10 лет трудился на рабочей должности мой знакомый с незаконченным высшим, обстоятельства так сложились, что до диплома он недотянул. Умер старый начальник смены, и руководство не нашло никого лучше, кто так знал бы все участки, обладал бы такой же ответственностью, как этот мой знакомый. Его сделали начальником над большим коллективом не только из рабочих, но и из инженеров и даже начальников подразделений (служб, лабораторий, отделов). Есть другие примеры, причём не только на госпредприятиях, но и в частных контора, так как на самом деле плевать, имеет ли человек дипломную бумажку, важно чтобы он умел и выполнял с успехом порученную ему работу. Разница в культурном уровне между рабочим и ИТР сейчас столь мала, а технические знания зачастую нарабатываются по ходу, что дипломированный инженер нередко переходит на функции рабочего, а рабочий руководит большим коллективном инженеров. Ну, нет между ними сейчас существенных отличий хоть в теории, хоть на практике. Возьмите Била Гейтса с его двумя курсами университета, возьмите его ближайших сподвижников ещё в меньшей степени обладающих академическими знаниями, везде важно старание и умение «хватать на лету», талант. Я согласен, что учёным без академического образования не стать, но руководителем производства, причём даже новаторского – запросто. (Помню, в своих воспоминаниях о том, как он достиг высот, американский «Стальной Король» объяснял, что в производстве стали, он смыслил и смыслит куда меньше, чем его инженеры, но секрет прост, он сумел их организовать.)
Итак, ни в финансовом, ни в интеллектуальном плане мы не видим сейчас тех различий между рабочим и ИТР, какое было в девятнадцатом веке и начале (может даже первой половине) двадцатого. Всё сколько-нибудь думающие руководители не обращают внимания на диплом, с Запада они, или из России. Но если у этих двух категорий одинаковое бытиё, то почему должны быть разные сознания?!