И еще раз к вопросу о нынешнем кризисе (перенос моих сообщений из темы "К вопросу о государстве" от 09.10.2010г.).
Поскольку снижение покупательной способности денег проявляется, прежде всего, в том, что за одну и ту же сумму денег теперь можно купить меньше товаров, чем прежде, постольку обесценивание денег - инфляция.
При остановке производства, если правительства развитых капстран, как ныне, не пытаются массированной бомбардировкой экономики деньгами с печатных станков "запустить" товарное производство, происходит отнюдь не обесценивание денег, но запредельное удорожание средств к жизни, которые (средства к жизни) невозможно ни купить ни за какие деньги, ни выменять на что-угодно, ибо средств к жизни нет. Остановка производства - это не инфляция, и даже не крах экономики, но крах такого общества со всеми его системами и их подсистемами.
Само по себе, будучи абстрагировано от всего прочего, обесценивание денег путем существенного увеличения количества и суммы денежных знаков в обращении означает лишь изменение масштаба цен, равно как уменьшение количества и суммы денежных знаков в обращении, при прочих равных условиях, означает лишь изменение масштаба цен: в первом случае - инфляция, во втором - дефляция.
Но, поскольку это увеличение денежной массы в обращении есть результат политики, а не экономики, то есть если оно есть реализация политического решения о запуске и повышении "производительности" печатного станка, постольку такая инфляция тождественна введению дополнительного налога, который всею своею тяжестью, в конечном итоге, ложится на трудящихся вообще и на самые малообеспеченные слои населения, в особенности. В конечном итоге, инфляция - один из способов перераспределения богатства вообще и средств к жизни, в частности, как между различными слоями населения, так и между различными отраслями и секторами экономики, в особенности, из которых в наихудшем положении оказываются сельскохозяйственное и иные сырьевые производства, а в наибольшем выигрыше - промышленно-финансовый сектор вообще и финансовый, в особенности. Это - если речь вести только о внутреннем рынке изолированной экономически страны.
Особенностью нынешнего кризиса является то, что правящие классы развитых капстран мира соревнуются в том, кто из них в большей мере и быстрее обесценит свою валюту, то есть кто за счет "ценового демпинга" таким способом резко повысит массу и объем реализации (продаж) товаров, производимых национальной экономикой, с одной стороны, и в наибольшей мере посредством этого изымет большую долю прибавочной стоимости как внутри своей страны, так и, в еще больше мере, в мировом масштабе.
А о чем это свидетельствует, в том числе?
Это свидетельствует, во-первых, о том, что совокупный платежеспособный спрос в мире существенно меньше совокупного предложения товаров, а, во-вторых, что механизм стимулирования спроса за счет массового кредитования экономически более не эффективен - доля произведенной стоимости, достающаяся по существующим нормам распределения их непосредственным производителям (работникам), безработным и нетрудоспособной части населения, и цены на средства к жизни, необходимые для воспроизводства рабочей силы, теперь уже таковы, что, во-первых, рабочая сила давно уже не может воспроизводиться без все более расширяющегося использования кредитов, а, во-вторых, не позволяет не только погашать эти кредиты, но и в полной мере выплачивать проценты по ним.
Напомню, что процент, как и рента, и прибыль по своей экономической сути - части прибавочной стоимости, посредством которых эта стоимость изымается, распределяется и перераспределяется между различными непроизводящими, но присваивающими прибавочную стоимость слоями господствующего класса.
Но о чем свидетельствует превышение предложения товаров над платежеспособным спросом на них?
О кризисе перепроизводства. Перепроизводство товаров, чем более масштабно оно, вызывает тем более масштабную остановку производства.
А чем спровоцирован и усугублен нынешний глобальный кризис?
Нынешний глобальный кризис спровоцирован изъятием всего прибавочного продукта и части необходимого продукта сверх меры, до достижения (при непревышении) которой в нынешних исторически обусловленных материальных условиях глобального производства производительные силы рода человеческого могут развиваться далее, а не остановиться в своем развитии и деградировать, то есть не расхищаться этой "цивилизацией", основанной на товаром производстве и товарно-денежном обращении.
Усугублен же нынешний кризис именно глобальной системой денежного обращения вообще, глобальной валютной и кредитно-финансовой политикой господ мира сего (США, Германии, Франции, Британии и иже с ними), в особенности.