Опарин А.А. Колесо в колесе. Археологическое исследование книги пророка Иезекииля
Часть II. Иезекииль. Библейская археология Украины
Глава 3
Город-призрак на окраине Симферополя
Если мы выезжаем из Симферополя в сторону Ялты, то справа от себя мы увидим холмы, на которых расположен музейный археологический комплекс — Неаполь Скифский. Последний на протяжении нескольких веков был столицей скифского государства. Сегодня от некогда крупного города сохранились жалкие остатки: царский мавзолей, городские ворота, развалины стен, следы башен, домов и хозяйственных построек [1]. Со школьной скамьи мы привыкли слушать о скифах, как о мужественных свободолюбивых людях, отражающих постоянные агрессии то кровожадных персов, то корыстных греков. Именно такими скифы предстают не только в книгах для детей типа „Меч Зарины“ Моисеевой, но порой и в серьёзных научных работах (например, Очерки по истории древней Греции Колобовой К.М., Глускина Л.М., Л, Учпедгиз, 1958), в которых очень подробно рассказывается о нашествиях на скифов, а о самих же скифских нашествиях говорится одной строкой и то между прочим. Весьма вскользь говорится и об обычаях, нравах скифов и в то же время подробно описываются зверства персов, чинимых над скифами. Но почему же тогда пал этот некогда великий народ? Почему в апокалиптическом пророчестве Иезекииля он предстаёт одним из символов богоотступнических сил последнего времени? «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество» (Иез. 38:1—2). Скифы являлись в основном потомками Магога [2]. Хотя в их племенной союз входили и потомки Аскеназа, сына Гомера, брата Магога (Быт. 10:2—3). Поэтому в ассирийских и урартских хрониках скифы фигурируют часто под именем Аскеназ, Ашкеназ [3]. Дело в том, что скифы представляли собой союз различных родственных племён, объединённых общим названием скифы [4]. Здесь вновь находит своё полное историческое подтверждение Таблица народов, записанная в 10 главе книги Бытие, говорящая о родстве скифских племён с киммерийцами. «Племена скифов покорили своих предшественников-киммерийцев, родственных им по языку и образу жизни» [5]. «В библейском генеалогическом списке, где имена народностей получили форму личных имён, Гомер (Киммерийцы, гамирра клинописных текстов) считается сыном Яфета и отцом трёх сыновей: Ашкеназа (скифы, ашгуза клинописных текстов), Рифата (жители Пафлагонии) и Тогарма (Тиль-Гаримму ассирийских текстов)» [6]. Царство скифов Аскеназ упоминается и в книге пророка Иеремии 51:27, что является достоверным и ценным историческим свидетельством [7]. Итак, скифы — это племена, произошедшие от Аскеназа и Магога, в VIII в. до х. э. вторглись в Крым и Прикубанье на земли родственных им киммерийцев, вынудив последних уйти в Закавказье. Однако, спустя немного времени сами скифы последовали за киммерийцами и через современный Дагестан и Дербентский проход направились на территорию современного Азербайджана, в нижней части междуречья Куры и Аракса, где и обосновались, начав совершать оттуда набеги на страны Передней Азии [8]. Одним из первых государств, с которым столкнулись скифы, была Ассирия, на престоле которой восседал грозный Асархаддон. Но и он «Завоеватель Египта и повелитель всей Передней Азии трепетал перед ними и в страхе вопрошал богов» [9]. «Среди вопросов к богу Шамашу есть и такой текст: „В этот установленный срок войско скифов, которые живут в области страны манеев и которые пришли на границу страны манеев, задумывают ли они, замышляют ли они, выйдут ли они через перевалы Хубушкин к городам Хараниа и Анисускиа? Разграбят ли, полонят ли многочисленную добычу, тяжкий полон с границ Ассирии?“... Среди табличек оракулов найден один текст, в котором Асархаддон спрашивал бога Шамаша о том, будет ли царь скифов („царь страны ишкуза“) Партатуа соблюдать дружбу, если Асархаддон, согласно его просьбе, переданной через посла, выдаст за него замуж свою дочь» [10]. Выдав за скифского вождя Партатуа (Прототий у Геродота) свою дочь он сделал из скифов оплот Ниневии и с их помощью отразил киммериян, которые потерпев несколько поражений должны были уйти в Малую Азию [11]. Ещё большую помощь оказали скифы Ассирии в её борьбе с набирающим силу Мидийским царством. Эта помощь объясняется и тем, что наследник Прототия Мадий был рождён от ассирийской принцессы [12]. В 653 г. до х. э. ассирийцы благодаря помощи скифов наносят страшное поражение мидийцам, во время которого погибает и вождь мидян Фраорт [13]. Мидия попадает под власть скифов, которые собирали с мидян дань, хотя при этом номинально государство мидян продолжало существовать [14]. «28 лет владычествовали скифы в Азии и своей наглостью и бесчинством привели всё там в полное расстройство. Ведь, помимо того, что они собирали с каждого народа установленную дань, скифы ещё разъезжали по стране и грабили всё, что попадалось... Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии