При попытке ввести взамен абстрактных точные и в то же время универсальные характеристики и меры ПМВ (то есть абсолютные, единые для всей физики) сразу проявится справедливость последнего постулата, и мы уже показали выше заведомую несостоятельность таких оценок в качестве инструментов познания ПМВ.
Другими словами, наука сразу демонстрирует дистанцию между её условными, субъективными мерами и не зависящими от человека фундаментальными свойствами ПМВ; человек способен понимать мир только в сравнении и только при понимании каждый раз конкретных границ применимости своих частных сравнительных (относительных) мер. Отметим также, что есть Независимость изменчивости ОИ от человека и Относительность времени, как субъективной категории – оба понятия разные и не противоречащие друг другу.
Время абсолютно только для человека на бесконечно малом интервале времени и для одной системы отсчёта, в пределах одного эксперимента. Как только он берёт большой отрезок времени или несколько систем отсчёта, в принципе сразу же пропадают «абсолютность и независимость» времени.
Человек в начале отрезка времени может изменить систему отсчёта (условия постановки опыта измерения времени) и тем самым сделать измеряемое частное время (время выбранного процесса) зависимым для самого себя в конце отрезка времени – то есть может ускорить или замедлить течение данного процесса. В каждый момент времени он может заменить неподвижную систему отсчёта на ту или иную подвижную, одну систему единиц измерения на другую, и таким образом сразу же перейти к относительному содержанию времени исследуемого процесса. Понять это сложно, но неизбежно и необходимо. Для оправдания наших попыток следовать таким путём и вероятных наших же на нём заблуждений, заметим, что тема подобного спорного обсуждения свойств ПМВ неизменно находилась в фокусе основных интересов философии, даже политической философии, и общей физики мировой науки ХХ-го века. Причём её авторы никак не стеснялись использования столь же обширного ракурса обсуждения проблем ТОЭ, на котором сошлось здесь обсуждение статьи уважаемого Ф.М.Канарёва .
Канарёв: Итак, мы определились с содержанием первичных научных понятий, на которых мы будем базировать все наши научные суждения. Теперь мы обязаны найти независимого судью достоверности результатов наших поисков. Вы, конечно, уже представляете, что пространство, материя и время существуют совместно. Их разделить невозможно.
Мотовилов: Эйнштейн и Минковский, по пятам которых невольно идут Канарёв, Костицин, Кащенко и другие, пытались выразить это свойство ПМВ понятием континуума, но в поднятом здесь контексте существенно плодотворных итогов их исследований представлено так и не было. Думается, что поднимая время на одну ступень с первичными категорями ПМ, упомянутые выше синьоры аналогичным образом рискуют получить тот же "ничейный результат".