Бывшие раньше великие государства задавались лишь земными целями – славы, внешнего благополучия и силы. А русский народ так глубоко воспринял кроткое учение Христа, с главною его заповедью любви, что всю жизнь, все стороны жизни этого народа проник собой дух Христов. И не внешнее величие, а повиновение Христу, не земная слава, а Божия правда, не стремление к завоеваниям, а настроение тёплой любви к другим народам, - всею громадою своей строящийся народ, каждый гражданин которого ищет Христа и который весь, в целом, единодушно и единомысленно ищет спасения души всем своим миром – вот что такое Россия. И как свят тот путь, которым достигает спасения отдельный человек, так свят и тот путь, которым ведёт к заветной цели Господь доверившийся Ему русский народ.
Тяжкие испытания терпят обыкновенно на земле Божьи избранники, и на этом пути очищаются дурные их стороны, вырабатываются безпредельная преданность воле Божией; всё мелкое, суетное сходит с души, - и она развивается к добру в этой суровой, но великой школе.
Таков же был путь, пройденный и Россией. Через два века по принятии христианства она подвергается страшному монгольскому игу. Но именно во времена этого трёхвекового бедствия на развалинах гордой, самоуверенной, празднующей вечный праздник и раздробленной Киевской Руси вырастает чудесами Божиими смиренная, тихая, цельная Московская Русь. И эта Русь крепче Киевской. И не сломить её никакой силе, пока живо в душе русского народа то, что сложило эту Русь: вера в Бога.
Так тот же Промысл, который сокрушился на Русь прошлую, передал её лучшие заветы; - упование на Бога и преданность Церкви, - на север Руси, и вокруг без-вестного во времена славных дней Киева селения Москвы воздвиг Русское царство.
Если настроение веры охватило весь русский народ и отдельных русских граждан на своём историческим пути России, то особенно ярко сказывалось оно в жизни правителей народа, его государственных вождей.
В людях, правивших Русью, в противоположность правителям Западной Европы, мы видим одну замечательную черту: преданность своему долгу, убеждение, что дело правления ниспослано им от Бога, как жизненная задача, за которую Бог спросит у них ответа, - и всеми силами души служили они своему народу. Была только одна грустная эпоха, пред игом, когда князья из личных расчётов терзали междоусобием всю Русь. Но зато последующие князья с избытком искупили вины отцов.
Глубоко веруя, - хотя, может быть, и безсознательно, - что Бог ведёт Русь к великому делу, что служить Руси, - значит служить славе Божией, - вожди русского народа отдавали на это служение все свои силы, выше любви к родине ставя только любовь к Богу, и тогда как на Западе отношение народа и правителей представляли собой постоянную борьбу, - русский народ доверчиво и с любовью повиновался своим вождям, в которых видел Божьих избранников.
И по этой вере народа Бог подавал ему хороших правителей, сердце которых, воистину, было в руках Божиих и которые, вдохновляемые Богом, вели народ по угодному Богу пути.
Когда Русь расширилась настолько, что её правители сменили титул великих князей на царское достоинство, тогда установлен был обряд венчания на царство, в котором Господь подаёт своим избранникам благодать к прохождению их великого служения.
Итак, под водительством любимых, Богом избранных вождей, повинуясь им не рабским, а радостным сыновьим повиновением, много раз на своём пути видев непосредственно руководительство Божие, спокойно и право живёт великая Русская земля.