«Прошу слова».
(Фрагменты из статьи)
Январский (1986г), Пленум ЦК, с особой силой подчеркнул – назад, от перестройки, пути нет. Да, действительно нет. Сегодня это, безусловно, понимают все.
Но не исчезает озабоченность, а порой, и прямо опасения за судьбу общества и государства. Почему? Что или кто может стать вопреки воле партии и силе народа? Мы привыкли отвечать – «Таких сил нет». Но почему захлебнулись перестройки 1956 и 1965 годов? Откуда сегодняшние опасения? И они – небезосновательные и нарастают.
Материализм учит – «нечто из ничего не возникает». А исторический материализм – что общество развивается по объективным законам, то есть независимо от воли и желания людей.
Исходя из этих, краеугольных положений марксизма, на повестку дня всё настойчивее двигается вопрос об обосновании новых классовых противоречий в условиях социализма.
Как отличить идейного сторонника «перестройки», от её противника? Сейчас, все – «за» перестройку. И силы сопротивления нечётко обозначены.
Причём никто не берётся объяснить их природу. Например: Какие «мифические» силы в стране сделали недавно принятый Закон СССР «Об уголовной ответственности при преследовании за критику», - мёртворождённым?
Всё дело в том, что каждый (и в стране, и вне её) понимает «перестройку» по-своему, пусть бессознательно, но обязательно с классовых позиций! Давайте зададимся вопросом: «Может ли, в условиях социализма, начать развиваться новый тип эксплуатации, новый эксплуататорский класс?»
Вся общественная наука, сегодня, говорит однозначно – «нет». «Нет», хотя бы потому, владеет средствами производства человек, значит, эксплуатирует, не владеет – не может эксплуатировать чужой труд. Иначе говоря, теория прибавочной стоимости (К. Маркса) доказывает, что эксплуатация возможна только при капиталистических отношениях в производстве. При владении средствами производства всем обществом – глупо говорить о возможности классовой эксплуатации.
Но, обязательно ли владеть, чтобы эксплуатировать? Ленин определяет: «Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства». (ПСС т-39 стр-15).
Присваивать, - вот в чём «соль»! Не обязательно – «владеть». Достаточно захватить в руки систему распределения продуктов труда, чтобы затем создать «механизм присвоения». Кому это под силу в историческом смысле? Только социальным формированиям наподобие – «класса».
Поэтому, сколько – бы ни вопили, сегодняшние наследники Сталина и Брежнева, что они «слуги народа», «коммунисты» и «верные ленинцы», созданная ими система присвоения через «распределение» выдаёт их с головой.
Изучению подобных классовых формирований в условиях социализма и должна посвятить себя сегодня, вся общественная наука. К этому призывает жизнь. Иначе, общество погибнет.
В 1923 году, Ленин чётко обозначил, рассуждая о НЭПе, что «земля рождает буржуев сколько угодно». Теперь, смело можно добавить: «И когда угодно».
Вывод: Считаю жизнеспособной идею о том, что в условиях социализма, вполне может начать развиваться новое антагонистическое противоречие, между рабочим классом и крестьянством, с одной стороны, и сформировавшимся, как класс – партийным, хозяйственным и государственным чиновничеством, с другой.
Становится всё более ясным, что «государство» начнёт реально «отмирать» тогда, когда беды от его существования, начнут превышать беды без существования аппарата насилия, называемого «государством».
Уместно вспомнить слова Ленина о том, что российская революция будет обречена, в любом случае, если не произойдут революции пролетариата, в развитых капиталистических странах Европы и Америки.
Вопрос: Как можно, всерьёз говорить о необходимости «отмирания» государства при социализме, при наличии мощного враждебного окружения капиталистических стран?
Надо «посмотреть» на мир через призму учения К. Маркса об общественно – экономических формациях…
9 – 11. 02. 1987год.