Смотрим, что происходит с введением курса. Во-первых, кто за все это удовольствие платит? Платит государство, а это, как следует из вышесказанного, уже незаконно. Теперь что касается добровольности. Все, что касается детей, должно делаться исключительно с письменного согласия родителей, будь то посещение факультатива, прививка или выезд в музей. В случае с "Основами…" заявление о выборе модуля (хотя, как сейчас выясняется, и оно пишется не везде) – еще не все. Сначала должно быть заявление о том, что мама и папа в принципе дают согласие на участие персонально их ребенка в эксперименте. Только в этом случае можно говорить о соблюдении принципа добровольности. Так что и тут нарушение правовых норм.
— Есть ли у родителей хотя бы теоретическая возможность вывести своего ребенка из участия в эксперименте?
— На сегодняшнем этапе, пока вся эта история имеет статус эксперимента, теоретически такая возможность есть. В будущем, когда это будет оформлено в качестве обязательного предмета с общеобязательной аттестацией, — нет.
Сейчас два пути. Первый – не писать согласия. Второй, с моей точки зрения, более эффективный – писать заявление о том, что я, такой-то, категорически против участия своего сына или дочери в эксперименте. Советую делать это максимально гласно, с привлечением общественного внимания. На практике все, конечно, сложно. Родителям не хочется ссориться со школой, все-таки ребенку там еще долго учиться, а от администрации школы требуют совершенно определенных результатов, она вынуждена применять меры психологического давления…
— Если происходящее сегодня с 400 тысячами детей, по вашему мнению, незаконно, какова перспектива оспорить правомочность введения курса "Основы религиозных культур и светской этики"?
— Напомню, откуда все пошло. Была дискуссия, которую прервал президент. Он "по просьбам трудящихся", то есть представителей определенных, подчеркиваю, не всех, а только определенных конфессий, ввел курс волевым решением. Вопреки Конституции, вопреки законодательству. Чиновники, разумеется, приняли к исполнению. Пока только в форме так называемого эксперимента. Но если "эксперимент" будет закреплен законодательно, кто его будет оспаривать? По идее, это дело родителей при поддержке правозащитных организаций. Теоретически точку в этом вопросе мог бы поставить Конституционный суд. Но чтобы дойти до него, нужна воля конкретных людей, права которых были нарушены. Но будет ли это обращение? И будет ли объективный ответ суда?
Все это вписывается в общую систему авторитаризации власти в Российской Федерации. Крайне серьезные решения с далеко идущими последствиями принимаются сверху, без учета мнений различных групп общества. "Эксперимент" ведет к тому, что "нетрадиционно" верующих вместе с остальными инакомыслящими налогоплательщиками фактически заставят оплачивать конфессионально ориентированное образование, а в конечном итоге сакрализацию власти.
Действия чиновников говорят, что многоконфессиональная Россия опять наступает на старые конфессиональные грабли. Среди самых очевидных последствий – расслоение общества по мировоззренческим основаниям, разложение конституционных принципов, составляющих основу строя, стимулирование сепаратизма, угрожающего национальной безопасности государства и чреватого распадом федеративной системы. Навязывание конфессионально ориентированного образования школе не станет благом ни для церкви, ни для общества, ни для государства.
Беседовала Наталья Вельк
"INFOX.RU", 30 марта 2010 г.