Для справки:
Государственное среднесрочное (от 4 до 10 лет) с начала 40-х годов минувшего века существует во многих ведущих странах капитализма, прежде всего, Франция, Великобритания, Германия, Япония, США.
О сути государственного планирования и управления экономикой в развитых капстранах можно составить свое мнение на примере Франции.
Во Франции основателем системы государственного планирования и управления социально-экономическим развитием страны стал экономист и политик Жан Монне - один из основателей ЕЭС, имевший целью создание Соединенных Штатов Европы и даже создавший (1955) Действительный комитет Соединенных Штатов Европы после провала его инициативы по созданию Европейского союза обороны (EDC).
Система среднесрочного государственного планирования и управления социально-экономическим развитием страны во Франции начала функционировать в конце 40-х годов, то есть именно тогда, когда французские коммунисты доминировали в органах государственной власти Франции. Но и после утраты (не без помощи дядюшки Сталина) французскими коммунистами доминирующих позиций в органах госвласти Франции система государственного планирования и управления социально-экономическим развитием страны никуда не делась, но получила еще большее развитие, будучи принята в качестве неотъемлемого атрибута всей системы государственного управления.
Государственный план во Франции с тех пор регулярно разрабатывается сроком на 5 лет. При этом государственное планирование идет «снизу», поскольку основывается не на директивных (командно-административных, приказных) принципах, а на принципах взаимного консультирования и согласования, предполагающих равноправное участие в этом процессе представителей всех официально признанных «групповых интересов», в том числе профсоюзов, а не только работодателей.
Французское государство использует механизм среднесрочного государственного планирования и управления в качестве главного механизма стратегической координации действий и интересов государства и всех других субъектов экономической деятельности в стране путем по-шагового согласования деятельности государства, отраслей и предприятий экономики в процессе первоначально самостоятельной разработки последними их производственно-хозяйственных программ и их последующей корректировки совместными усилиями государства, отраслей и предприятий в целях определения граничных (минимальных и максимальных) показателей экономической деятельности, в рамках которых обеспечивается достижение определяемых государством целей социально-экономического развития при обеспечении сбалансированности и пропорциональности экономического развития как страны в целом, так и отдельных отраслей и предприятий экономики.
После утверждения среднесрочного государственного плана французское правительство контролирует и регулирует ход его выполнения преимущественно путем обмена информацией и выдачи рекомендаций отраслям и предприятиям, только в исключительных случаях прибегая к директивному вмешательству в их текущую деятельность. Инструментов регулирования у государства более чем достаточно, начиная от законодательного и декретного регулирования и вплоть до полной или частичной национализации или ликвидации того или иного производства и т.д.
Посредством именно такого механизма государственного планирования и управления экономикой французское правительство, как и государство в целом, играет определяющую роль и в экономике, и в социальной сфере страны. Это - во-первых, а, во-вторых, французское государство не только не развалилось экономически, утратив конкурентоспособность на мировом рынке, но и укрепило свою роль в "клубе избранных", формально определяющих судьбы мира сего.