Повторяю: полный переход средств производства в собственность государства с монархическими органами управления не делает это общество и государство социалистическим. Напротив, тотальный переход средств производства в собственность буржуазного государства с органами управления в виде постоянной армии, гестапо-милиции, чиновничества превращает данное государство в ИДЕАЛЬНОГО СОВОКУПНОГО КАПИТАЛИСТА, эксплуатирующего трудящихся по той же схеме, что и индивидуальные капиталисты.
Почему?
Потому что в основе экономических отношений общества с таким государством остаётся лежать та же самая купля-продажа рабочей силы человека, что и во всех капиталистических обществах мира. С той только разницей, что сделка по купле-продаже рабочей силы человека для производства товаров заключается не между рабочим и индивидуальным капиталистом, а между рабочим и государством.
Очевидно ведь, что буржуазное государство в лице правящей бюрократии, национализируя все средства производства, вместе с тем присваивает себе и функции лишённых средств производства промышленных капиталистов, торговцев, капиталистов, ссужающих денежный капитал, землевладельцев; и начинает заключать для производства товаров сделки по купле-продаже рабочей силы рабочих и эксплуатировать их точно так же, как индивидуальные капиталисты с целью извлечения из их труда прибавочной стоимости (или прибыли). И здесь уже не важно, каким образом использует это государство-капиталист выжатую из труда рабочего класса прибавочную стоимость, ибо факт ЭКСПЛУАТАЦИИ человека человеком вылезает наружу, как бельмо на глазу.
«Здесь достаточно констатировать, что то там, где ГОСПОДСТВУЕТ ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, и НАЁМНЫЙ ТРУД употребляется не случайно, а СИСТЕМАТИЧЕСКИ, НАЛИЦО есть ВСЕ ПРИЗНАКИ КАПИТАЛИЗМА» (см. В. И, Ленин, Соч.. т. 2, изд. 4-е, стр. 340).
Поэтому капиталистические отношения в таком государстве не устраняются. Напротив, они доводятся до высшей точки. Эксплуатация и подавление трудящихся таким государством-капиталистом осуществляется в ещё более жестокой и циничной форме, чем при обычном капитализме. Ибо в его лице теперь соединяются и промышленный капиталист, и торговец, и помещик (землевладелец), и ростовщик, и вездесущий жандарм, стоящий на страже экономических интересов всех этих соединённых в лице государства кровопийц народной кровушки. И даже если все органы власти этого государства будут представлять выходцы из рабочего класса, это нисколько не изменит его коварной сущности. Ведь государство с органами власти в виде постоянной армии, гестапо-милиции, чиновничества есть государство буржуазное. Поэтому оно – независимо от того, под каким флагом стоит и какую идеологию проповедует – всегда «сохраняет свою основную отличительную черту: превращать должностных лиц, «слуг общества», органы его в господ над ним» (см. В.И. Ленин, Соч., т. 25, изд. 4-е, 1949 г., стр. 423). Это значит, что всякий рабочий, оставляя свою профессиональную деятельность на заводе, фабрике, стройке и т. д. и поступая на службу в указанные органы государственной власти в качестве профессионального управляющего общественными делами, переходит из класса пролетариата в класс эксплуататоров и подчиняется там общим правилам и интересам. А правила, и интересы эксплуататоров сводятся, как известно, к сохранению капиталистического способа производства, предоставляющего им возможность законно присваивать результаты чужого труда. И ради сохранения этой возможности жить за чужой счёт эксплуататоры пойдут на любые хитрости и коварство не только по отношению к противоположному классу, но и по отношению к представителям своего класса. Эпоха сталинского террора, унёсшего миллионы человеческих жизней в интересах укрепления господства представителей чиновничье-административной корпорации «советского» государства, образовывавших в своей совокупности класс эксплуататоров – лучшее тому подтверждение.
Продажа рабочей силы монополисту орудий труда, капиталисту, и то, как этот капиталист использует эту сделку, заставляя рабочего, лишённого орудий труда и всех жизненных средств, производить гораздо больше того, что составляет оплаченную им стоимость рабочей силы, является основой эксплуатации человека человеком во всяком обществе независимо от того, какое оно носит название.
Чтобы понять это, достаточно взять рассмотренную нами в другом месте схему ограбления рабочего индивидуальным капиталистом и вместо индивидуального капиталиста поставить капиталиста совокупного, например, государство «СССР». И сразу же будет ясно видно и понятно, как осуществляло эксплуатацию рабочего класса государство «СССР» после того, как присвоило себе вместе со средствами производства функции промышленного капиталиста, торговца, помещика, ростовщика и жандарма.