Понять, что вчерашняя сверловщица может управлять фабрикой только по аналогии с управлением сверлильным станком Экономов отказывался совершенно. Эллинистка-сверловщица стала эллинисткой-директором фабрики? В придачу ещё и феминисткой? В мире эллинизма возможно всё! – в этом была основа миросозерцания Экономова. То, что традиции управления сверлильным станком имеют мало общего с традициями управления коллективом, Экономова не смущало ничуть. Что каждому человеку Господь даёт по его силам, этого Экономов принимать не желал совершенно. Читая в прессе словосочетания «Святая Русь», «Москва – третий Рим», Экономов морщился как от зубной боли. И его можно было понять. Ведь он вырос в стране, где «ни церковь, ни кабак, - ничего не свято». И где образцы Святости были заменены образцами Не-низости. Где от стремления к Небу переметнулись к стремлению не пасть слишком низко, не стать «лузером», «лохом», «бомжом». Не пал ещё низко? Уже хорошо! Бедняга Экономов не понимал, что тем самым он возвышает власть языческого Рима, государства, где рабство одних было гарантией свободы других.
Созерцание и Откровение. Рождающаяся при созерцании гордость и обязательная нищета духа, чтобы принять Откровение, - два Начала, соперничающие между собой. Экономову были ближе начала созерцания. Как перед ним – Докинзу. Ещё ранее – Дарвину. И гораздо ранее – создателям золотого тельца.
Экономов шёл по миру. Шёл и любовался. Мир принадлежал ему. Он был уверен, что слово «Природа» означает «При Роде» - что то такое, что принадлежит и служит Роду. Аналог семейного амбара. Подумать о том, что слово «природа» может означать - присутствующая при родах; повитуха, - Экономов не мог. Ну просто не мог, и всё. Потому что эллинист.
И только тёмными ночами иногда овладевало Экономовым безпокойство – он не мог понять, зачем человеку дано понимание того, что он смертен. Объяснения этому он не мог найти ни у Дарвина, ни у Докизна.
Ведь действительно, зачем? Родился-потребил-умер, родился-потребил-умер… и т.д. Экономов чувствовал сердцем, что для этого замкнутого круга понимание конечности своего бытия человеку и ни к чему вовсе. Что оно только мешает.
Мешает созерцанию. Мешает всё делать в полную силу, мешает понимать своё собственное понимание единственно верным пониманием.