В четыре руки
Первый год нового президента пройдет без потрясений — к ним еще нужно подготовиться
За восемь лет без начальника можно забыть, что значит подчиняться. В следующем году Владимиру Путину, вероятно, придется вспомнить, как это делается. Для начала только формально. Если и дойдет до настоящих баталий между ним и преемником, то вряд ли раньше 2009 г. А пока есть время для тихих маневров.
Отказавшись менять Конституцию, Путин оставил себе только одну возможность сохранить полную самостоятельность, не уходя из политики, — статус национального лидера. Но к реальной власти этот титул не имеет никакого отношения. Сценарий объединения с Белоруссией и передачей полномочий союзу под началом Путина в кремлевской администрации прорабатывали, но пересилило нежелание отдавать судьбу столь важного проекта в руки Александра Лукашенко, хозяина своего слова. К тому же и такое продление власти Путина требовало бы изменения Конституции. А премьерство, на которое зовет его Дмитрий Медведев, хотя и создает видимость, что руль остается в тех же руках, слишком уязвимо, и возвести вокруг него надежные стены без серьезных потрясений не выйдет.
Сейчас будущее партнерство Медведева и Путина выглядит почти идеальным. Хозяин Кремля показал, что может обеспечить триумфальную победу даже такой партии, которая ничего, кроме его фамилии, произнести не может. Будущая победа преемника — тоже дело рук Путина. Куда ни кинь, нечего ему ждать от Кремля и Думы, кроме благодарности и послушания, за которым он и проследит из Белого дома. А если что не так, через четыре года можно и парламент переизбрать, и вернуться в президенты.
Но слишком многие будут заинтересованы в том, чтобы это влияние улетучилось гораздо раньше. Технологии обнуления политического веса отработаны, а реформы, которые нужно будет проводить следующему кабинету, не добавят ему популярности. Вероятно, поэтому в заявлениях Путина на тему его будущего премьерства есть некоторая недосказанность. Даже после слов «буду готов», произнесенных им на съезде «Единой России», у него остается возможность после инаугурации Медведева сказать, что да, готов, но видит более подходящую кандидатуру на этот пост. А в интервью журналу Time, данном за пять дней до съезда, Путин говорил, что еще не решил, нужно ему премьерское кресло или нет. Если нужно, распределение функций между администрацией и кабинетом заметно изменится в пользу последнего: из высказываний Путина следует, что экономикой он намерен заниматься самостоятельно, а до сих пор администрация принимала в этом самое непосредственное участие. К концу следующего года станет понятно, кто с кем поделился властью — Путин с Медведевым или наоборот.
http://www.smoney.ru/article.shtml?2007/12/24/4674