Я должен на некоторое время отлучиться, но пока еще раз повторю то, что Ленин сказал по поводу декрета о земле.
Декрет о земле был составлен на основе Крестьянского наказа о земле, который полностью вошел в этот декрет и объявлен к неукоснительному исполнению, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России- из текста декрета. Зачитав Декрет Ленин сказал следующее:
Здесь раздаются голоса, что сам декрет и наказ составлен социалистами-революционерами. Пусть так. Не все ли равно, кем он составлен, но, как демократическое правительство, мы не можем обойти постановление народных низов, хотя мы с ним были несогласны. В огне жизни, применяя его на практике, проводя его на местах, крестьяне сами поймут, где правда.
И если Ленин считался с мнением масс, когда большевики пришли к власти, то нелепо даже думать, что он мог этого не делать до победы.
Да, это вообще принципиальная линия в марксизме. Вот вам Энгельс:
…Гораздо важнее, чтобы движение распространялось, гармонически развивалось, пустило корни и охватило, насколько возможно, весь американский пролетариат, чем то, чтобы оно уже с самого начала шло и развивалось на безупречной теоретической основе. Для ясности теоретического понимания нет лучшего пути, чем учиться на собственных ошибках, на собственном горьком опыте, а для целого большого класса нет другого пути, особенно для такой исключительно практической и так пренебрегающей теорией нации, как американцы. Самое главное – это добиться того, чтобы рабочее движение было движением класса; а раз это будет достигнуто, рабочий класс скоро найдет верное направление, и все те, кто окажется помехой на его пути, … будут выкинуты за борт со своими маленькими сектами.
Поэтому я думаю, что чрезвычайно важным фактором движения являются «Рыцари труда», и к ним не следует относится с пренебрежение со стороны, а их нужно революционизировать изнутри. Я считаю, что многие из живущих в Америке немцев совершили большую ошибку, когда они, будучи поставлены лицом к лицу с этим не ими созданным мощным и замечательным движением, попытались превратить свою импортированную и не всегда правильно понятую теорию в своего рода всеспасающую догму и держались в стороне от всякого движения, не приемлющего этой догмы. Наша теория - не догма, а разъяснение процесса развития, который заключает в себе ряд последовательных фаз. Рассчитывать на то, что американцы вступят в движение, вполне осознав теорию, выработанную в более старых промышленных странах, - значит рассчитывать на невозможное. Немцам следовало бы действовать согласно своей собственной теории, если они понимают ее, как понимали ее мы в 1845 – 1848 г.г.; они должны были бы участвовать во всяком действительном общем движении рабо-чего класса, беря его фактическую точку отправления такой, какова она есть, и постепенно поднимать его на уровень теории, показывая, что каждая допущенная ошибка, каждая неудача является неизбежным следствием неправильных теоретических взглядов первоначальной программы. Говоря словами «Коммунистического манифеста», они должны были бы в движении сегодняшнего дня отстаивать будущность движения. Но прежде всего дайте движению укрепиться и не усиливайте неизбежной на первых порах путаницы, насильно пичкая людей такими вещами, которые они в данный момент не могут по настоящему понять, но которым они скоро научатся. Один или два миллиона рабочих голосов, поданных в ноябре за действительную рабочую партию, в данную минуту бесконечно важнее, чем сотня тысяч голосов, поданных за безукоризненную в теоретическом отношении программу. Первая же попытка, которую вскоре придется сделать, если только движение будет развиваться, - объединить движение масс в национальном масштабе – поставить их всех лицом к лицу… И если к этому времени наши немецкие друзья достаточно изучат язык страны, …то тогда именно и наступит для них время критиковать взгляды других и, доказав непоследовательность различных позиций, постепенно привести рабочих к пониманию действительного положения, в котором они находятся, - положения, которое создано отношением между капиталом и наемным трудом. Но все, что могло бы отсрочить или помешать, все равно на основании какой бы то ни было программы, национальному скреплению рабочей партии, - я считал бы большой ошибкой.
- т. 36. с. 497 (1886 г.)