Для затравки внесу и я свою лепту в обсуждение
Жизнь в эпоху перемен преподносит человеку сюрпризов гораздо больше, чем этот человек заслуживает на самом деле. То, что не все они одинаково приятны и полезны, дело второстепенное. Гораздо важнее другое, человек исцеляется от страшного недуга пассивности, каковым его наградило предыдущее время застойного прозябания. Но так ли уж очевидны факты изменений, происходящие в обществе и в стране?
Отвечая на этот вопрос мы, прежде всего, должны отдать себе отчет в том, чего ради мы живем. Этот вопрос занимал ученых древности. Он актуален и сегодня. При этом мнение ученых отнюдь не обязательно должно совпадать с мнением остальных людей. Не даром всех тех, кто занят, по мнению обывателя, абстрактными вопросами считают чудаками, а если они еще и живут за счет общества, то и бездельниками. Но, даже не смотря на это, каждый хотел бы этот вопрос иметь для себя полностью ясным. Именно эта естественная потребность человека и эксплуатируется сегодняшними политиками всех мастей.
Еще Иван Ильин предостерегал от трех заблуждений в вопросах русского государственного устройства империализма, экономизма и этатизма. И как будь-то по злой шутке именно эти три идеи, три мифа сегодня доминируют в нашей политической жизни. Правящая партия одержима идеей огосударствления всего, до чего могут дотянуться руки государственных служащих, полагая именно этот путь целью и смыслом существования всего общества. Но по причине того, что этатизм отвергает право общества решать свою судьбу он не более чем терпим обществом. Терпим до первой оплошности власти и вот тогда-то убитая государством совесть народа, убитое страхом государственного террора правосознание граждан окажутся в огромном дефиците.
Мы наблюдали уже эту картину в тот период, когда народ терпел экономистов-капиталистов уверяющих всех вокруг в том, что цель и смысл существования общества – это его успешность в деле развития своего хозяйства. Правда не все и не всегда они были чисты на руку, чем в первую очередь и заронили сомнение у народа в своей искренности. Но даже будь они кристально честны, и их затея удалась, то Россию ждали бы не голодные, а сытые бунты, ибо этот миф на российской почве не мог прижиться за предыдущие века, не приживется он и сегодня.
И, наконец, империализм – гордость за силу своего оружия, своих воинов, покрывших себя славой завоевателей, раздвинувших пределы державы. Этим мифом одержимы сегодня те, кто гордо величает себя патриотами. Свою агитацию они выстраивают от обратного – раз сейчас у нас земель стало меньше, стало быть - долг, цель и смысл существования общества все немедленно вернуть в исходное состояние, если потребуется, то и силой оружия.
Объединяет все эти три мифа, три иллюзии одно – в них нет места для народа. В одном случае государству нужен электорат – пушечное мяло политики, во втором – потребители материальных благ и удовольствий – навоз экономики, в третьем простое и понятное пушечное мясо войны. Еще их объединяет то, что человек, по природе своей наделенный свободной волей, лишается возможности проявить свое глубокое и ни кем не востребованное правосознание, свою любовь к Родине, истинный патриотизм, сострадание и милосердие к ближнему. Все это ему заменяет диктатура закона, учет и контроль.