В.Познер: РПЦ сыграла негативную роль в истории РоссииЧетверг, 09 Сентября 2010 16:55
Владимир ПознерПосле недавней серии высказываний о религии и православии в частности, Владимир Познер в интервью украинской газете "Сегодня" комментирует сложившуюся ситуацию.
— Владимир Владимирович, что это был за скандал в связи с вашим недавним заявлением, что принятие Россией православия стало величайшей трагедией?— Ну, это довольно смешная история, на самом деле. Ко мне обратился маленький журнал, издающийся в городе Кургане тиражом, по-моему, в 2000 экземпляров. Мне несколько раз звонил его главный редактор и просил об интервью, а мне все время было некогда. Но так как человек проявил такое упрямство и все-таки он мой коллега, я дал согласие. Интервью было очень большим. Оно касалось разных вещей. По ходу мне был задан вопрос, как я отношусь к религии...
— И как относитесь?— Сразу хочу вам сказать, что религия — это тема, о которой я не особенно говорю, это мое личное дело, и я совершенно не считаю нужным говорить об этом публично. Каждый человек сам решает эти вопросы для себя, ведь это интимная вещь. Но поскольку вопрос был задан, то я не счел нужным отмалчиваться и отмахиваться от него. Я сказал, что я атеист, и что это не популярно, и что в религии меня не устраивает то, что в ней все строится на вере. А почему так? Вообще вопрос «а почему?» — это главный двигатель развития человечества. Почему вода мокрая, а солнце жжет, и другие почему, почему, почему. И все время человек давал ответы на эти вопросы. За счет этого «почему?» развиваемся мы и цивилизация. Ну, а религия говорит: «Потому!». Ну вот как может быть непорочное зачатие? Как мог так называемый бог за 6 дней создать Землю? Нам отвечают: «Да не надо спрашивать. Это так и все». Со всем этим я не могу согласиться отчасти и потому, что у меня естественнонаучное образование. Я окончил кафедру «Физиологии человека» биологического факультета Московского университета. Ученый не может согласиться с ответом «Потому!». Это исключено.
— Хорошо, а что с православием?— Религия — это некоторая философия, некоторая система взглядов. А вот церковь — это уже несколько другое. Церковь — это организация, которая считает, что она может толковать эти взгляды и говорить от имени некоего высшего существа. Я сказал, что для меня это неприемлемо и напоминает мне ЦК КПСС. Все это относится как к католической церкви, так и к православной. У католиков Папа во главе, у православных — Патриарх, у ЦК КПСС — Генеральный секретарь. У церковников их ЦК — это кардиналы и митрополиты, пирамида сверху вниз с военной дисциплиной. Я считаю это абсолютно неприемлемым. Тут я понимаю протестантов, у которых нет такого строения, нет одного главного человека. И вот тут я сказал, что то, что Россия в свое время приняла православие, а не католицизм, — это трагедия. И не я один так считаю. Так считал и один из самых больших русских мыслителей Петр Чаадаев в своих «Философических письмах». Я сказал: «Давайте ограничимся Европой и расположим страны по уровню жизни, по качеству жизни в них, по уровню свободы и демократии в этих странах. Выяснится, что первое место занимают протестантские страны (Скандинавия, Голландия и так далее). Второе место — католические страны. Ну, а на последнем месте — православные (Греция, Болгария, Россия). На мой взгляд, РПЦ сыграла негативную роль — именно она изолировала Россию от остального мира, говорила об исключительности России, что русский народ — это народ-богоносец, что Москва — это Третий Рим. Это была малая часть интервью, и я не ожидал, что будет такой бум. Кто вообще читает этот журнал из Кургана? А оказывается, что читают.
— Ну, а последствия у этого скандала для вас будут?— Если какие-то последствия будут, то это будет много говорить как о самой православной церкви в России, так и о том политическом устройстве, которое существует.
http://a-theism.com/index.php?option=com_content&task=view&id=3914&Itemid=204