Ser100: «Это, однако, не умаляет огромной ценности ОТО и СТО для математиков, где они на этой учебной задаче могут оттачивать свои математические способности… Я не математик и, наверное, не вправе судить допустимо ли это в математике…».
Две фразы, противоречащие друг другу по смыслу: сначала автор «расшаркивается» перед математиками, заведомо признавая «огромную ценность» их упражнений с ОТО и СТО, а затем признаётся в неспособности профессионально вникнуть в суть их работы, для чего, однако, не обязательно самому быть профессиональным математиком, но, конечно, следует компетентно выступать с позиций заказчика и потребителя их продукции. В общем, налицо демонстрация «комплекса неполноценности», искусственно прививаемого представителям других наук, на чём уже целое столетие паразитируют бездельники и авантюристы от математики. И это выглядит особенно противно в теме о Меморандуме Международного научного Конгресса-2012 «Фундаментальные проблемы естествознания и техники», в котором даётся негативная оценка практической работы профессиональных математиков узкой специализации в течение двух последних десятилетий на руководящих постах в российской академической и вузовской науке.
Обращусь к примеру, который приводится в моём докладе на Конгрессе-2012 «В чём был неправ Эйлер» и прямо касается принципа наименьшего действия. Известно, что Ландау умудрился изложить с позиций этого принципа всю теоретическую механику, а те случаи, в которых этот принцип явно не адекватен исследуемым физическим процессам, либо объявить «выходящими за пределы механики» (динамические системы с диссипацией энергии), либо «подогнать» под этот принцип с грубым искажением как физического, так математического смысла решаемой задачи (задачи об осцилляторе, о вращающемся волчке, о перевёрнутом маятнике, Кеплерова задача и другие).
Претензия к математикам здесь состоит в том, что они заведомо отказываются оперировать с векторными величинами как целостными образованиями и навязывают физикам-теоретикам раздельную обработку таких величин по скалярным компонентам в виде проекций на действительные оси координат. Причём последние идут на сознательный обман в том, такая обработка, проводимая на основе тензорного варианта векторной алгебры, единственно возможна (безальтернативна).
Конечно, на такой математической основе в общем случае адекватно описать вращательные и колебательные движения, происходящие на плоскости и, тем более, в трёхмерном физическом пространстве, не представляется возможным. Более того, даже одномерные физические задачи, в которые искусственно вводятся якобы «независимые» (а, на самом деле, функционально связанные величины: координата, описывающая реакцию системы на входное воздействие, скорость или первая производная от координаты и, наконец, само входное воздействие, связанное с предыдущими двумя величинами уравнением движения системы) решаются с грубым искажением их физического смысла (более подробно об этом – в докладе на Конгрессе-2012)
Итак, для начала следует добиться официального признания факта неуниверсальности так называемого принципа наименьшего действия» в любой его трактовке, включая обобщённый случай «стационарности» действия. И только потом рассматривать и обосновывать случаи, в которых он может быть применим.