...
В настоящее время, нам усиленно втюхивается про китайскую "древность" и "величие", про которую, сами китайцы (так же как монголы) с удивлением узнали, только в начале 20 века...
И это, к сожалению, тоже правда. Только на рубеже 19-20 веков небольшая группа китайских интеллигентов-республиканцев выработала и стала осуществлять проект создания современного народа Китая (так, как "народ" в Таджикистане - из попросту "персоязычных" - начали создавать чуть позже большевики). Старый народ, слабо скрепленный империей, был полностью "рассыпан" под ударами европейских держав (в первой половине 19 века Китай практически был уничтожен двумя "опиумными войнами"), и в рассыпанном ("как куча песка") виде китайцы оказались не только политически недееспособны, но и совершенно нежизнеспособны.
Это замечательно объяснил в своем исключительно важном сегодня для нас труде "Три народных принципа" Сунь Ятсен. Тогда европейски образованные националисты переосмыслили даже само слово "китаец" (хань), придав ему значение национальности, в то время как раньше оно означало цивилизованность - "в противовес варварству тех, кто за Великой Стеной". При этом Сунь Ятсен твердо опирался на концепцию строительства советского народа, а мы, как пишет Г.С. Кара-Мурза, почти ничего о ней не знаем и поддакиваем тем знающим, кто умело производил и производит демонтаж великого советского народа (и возвеличивает разного рода плагиат).
Что касается величия китайской культуры и философии (ибо "идеологии" у Китая нет, никогда не было и быть не может - ее заменяет горький социально-культурный и философский опыт последних столетий), то, как и все инаковое (относительно европейцев), я бы назвал их своеобразными и диковинными, но не более того - точно так, как своеобразными были социальная и предметная культура и философия американских индейцев, например.
Мы, однако, рано ставим оценки авторам "нефритового" проекта, - я, например, до сих пор не вижу множества фотографий, снятых "зайчиком" с лунной (или "лунной") поверхности.
