Вот эта громадная масса буржуев и их прихлебателей должна содержаться в этих странах. Для них должны строиться дома, дороги, всевозможные зоны отдыха и развлечений, доставляться продукты, ремонтироваться и обслуживаться бытовая техника. То есть существует масса работ, которые невозможно вытеснить в те страны, где рабочая сила значительно дешевле, как бы ни хотелось минимизировать затраты, хотя при каждом удобном случае капитал старается это сделать. Конечно, капитал стремится обойти эту сложность. Он пытается ввести на такие работы дешевую рабочую силу. Но при этом он встречает отпор со стороны отечественной рабочей силы, не желающей конкуренции, при том порой настолько сильный, что дешевая рабочая сила слишком дорого обходится. Однако хуже другое – то, что, попав в питательную среду развитых стран, дешевая рабочая сила быстренько наедает приличный жирок и перестает быть дешевой. Однако при этом качество ее еще долгое время продолжает оставаться на низком уровне. Известный пример с гастарбайтерами в западной Европе, которые породили массу проблем и социальных конфликтов в 70-80 годах. Еще одна проблема привозной рабочей силы заключается в том, что приехавшие на работу в развитую страну трудоспособные люди сохраняют связи со своей родиной, выделяя на содержание родственников часть своего заработка, отсылая им на родину деньги и продукты. Тем самым они оказывают с точки зрения капиталиста негативное влияние на стоимость рабочей силы в тех странах, откуда они прибыли, повышая там потребленческие стандарты. То есть это становится фактором, повышающим стоимость рабочей силы в развивающихся странах.
Итак, вот общественные слои, проживающие в развитых странах и напрямую содержащиеся за счет прибавочного продукта, производимого в развивающихся странах:
Буржуазия всех уровней и видов: мелкая, средняя, крупная, торговая, производственная, финансовая и т.д. (здесь мы не касаемся внутрибуржуазного перераспределения).
Наемные работники сферы обращения и обеспечения функционирования капитала, сюда мы включаем служащих, обеспечивающих функционирование управленческого аппарата буржуазного государства.
Наемные работники непосредственно обслуживающие (работающие в сферах, где не производится стоимость) первый, второй и (частично) четвертый слои населения.
Работники, производящие стоимость в сферах производства и допроизводства продукции, потребляемой первыми тремя слоями. Этот слой не абсолютный паразит, то есть он воспроизводит стоимость своей рабочей силы, однако поскольку стоимость его рабочей силы выше стоимости производимых им продуктов, то разница покрывается из прибавочной стоимости полученной капиталом в развивающихся странах.
В-третьих, существует ряд промышленных производственных процессов, которые в силу ряда причин нет возможности перевести в зоны с дешевой рабочей силой. Это, прежде всего, отрасли, требующие сложной научно-технологической и организационной инфраструктуры, которую создать в странах третьего мира слишком дорого. Затем это отрасли, требующие высококвалифицированной и высококачественной рабочей силы, которой в развивающихся странах нет. А также это стратегические производства, которые выводить в другие страны просто нельзя из соображений национальной безопасности.
Наконец, в-четвертых, зоны с высокой стоимостью рабочей силы для капитала – это, прежде всего, зоны с высокой покупательной способностью населения. Здесь покупательная способность не только высокая, но и постоянно растет быстрыми темпами. В них происходит уничтожение основной массы стоимости производимой на планете, здесь уничтожение продуктов значительно превышает их производство. Наверное, поэтому эти зоны названы обществами потребления.
Итак, мы исследовали причины, по которым капиталу приходится мириться в развитых странах с высокой стоимостью рабочей силы, даже если эта стоимость выше стоимости производимой ею продукции. Теперь необходимо разобраться, каким образом происходит перераспределение средств, за счет которых происходит дотирование дорогой рабочей силы. Это имеет исключительно важное значение, поскольку буржуазные идеологи всеми силами стремятся доказать отсутствие такого перераспределения. У них на поводу идут некоторые наши марксисты, не желающие согласиться с тем фактом, что рабочие могут получать больше, чем производят. Еще раз хочу уточнить, что это не подрывает основ марксизма и не отрицает эксплуататорской сущности капитала. Просто капитал в современных условиях способен подкупать отдельные национальные отряды рабочих в своих развитых странах, чтоб еще нещаднее эксплуатировать рабочий класс стран третьего мира. Во всех случаях это дотирование происходит из прибыли капиталистов и прибавочной стоимости полученной в развивающихся странах третьего мира. Однако делается это не всегда напрямую, маскируется достаточно сложными экономическими схемами и сопровождается мощной идеологической (“научной”) и информационной поддержкой, с одной целью - оправдать буржуазную эксплуатацию стран третьего мира.