Михаил Ходорковский, находящийся в читинском СИЗО, заявил в беседе со своими адвокатами, что «ментальность россиян, взаимоотношений народа и элиты, место спецслужб в общественной жизни — характерны даже не для воюющей, а для оккупированной страны». При этом, по его словам, подтверждение этого мнения он нашел у абсолютно противоположных по своим взглядам мыслителей, пишет «Новая газета».
По мнению Ходорковского, со времени татаро-монгольского нашествия россияне смирились с тем, что «власть ничем людям не обязана, никаких соглашений со своим народом не заключает, собирает не налоги на общие цели, а дань, за которую отчитываться абсолютно не обязана». Это, по мнению экс-главы ЮКОСа, стало многовековой традицией. Он отметил, что отдельные свободолюбивые люди пытались действовать иначе, но в умонастроениях большинства от этого почти ничего не менялось.
Результатом этой многовековой традиции, по мнению Ходорковского, стал антиколлективизм, то есть неумение и нежелание объединять усилия для решения общих задач без руководящего воздействия власти. Как заметил экс-глава ЮКОСа, постиндустриальная экономика делает такую модель поведения абсолютно неконкурентоспособной.
Между тем, Ходорковский считает, что в «иныхусловиях» россияне проявляют себя как крайне «свободолюбивые и предприимчивые люди». Поэтому он считает важным дать людям понять, что можно жить по-другому, «что свободолюбивые люди не одиноки, что совместными усилиями и без помощи власти можно добиваться успеха, защищать свои права и права других».
«Сегодня, в нынешнем прозрачном информационном мире, культурная среда, приоритеты людей, их навыки в общественной жизни могут изменить жизнь (сделать ее добрее) не за многие десятилетия и века (которых у нас нет), а за годы. Пусть и за столь длинные годы… А значит, у России есть надежда», — считает Ходорковский.