Все эти уступки не помешали и не могли помешать тому, что в условиях 1990-х гг. мечта о Великой Албании ожила с ещё большей силой. Тем более что во времена СФРЮ существовала единая югославская албанская община, а теперь она оказалась разделена между Сербией, Черногорией и Македонией. Воссоединение югославской общины албанцев, которая вся состоит из гегов, — первейшая задача, но далее идёт воссоединение собственно с Албанией. Есть, кстати, своя «отторгнутая территория» и у южных албанцев — тосков — это область Чамерия, греческий Эпир, откуда албанцы были изгнаны после Второй Мировой. С 1995 года в Албании официально отмечается день геноцида чамов (жителей Чамерии) — 27 июня. День, когда жители усеянной дотами страны клянутся вернуть утраченную землю.
Косовский конфликт — не просто сепаратистский: это ступенька к реализации большого проекта по изменению границ на Балканах и созданию нового крупного национального государства. На новом флаге Косово шесть звёзд — столько национальных общин албанцев разделены ныне по разным государственным образованиям. Две из них — это Албания и Косово. Четыре других — это сербские Медведжа и Прешевская долина, это также и значительная часть Черногории, Западная Македония и греческая Чамерия. Столько победоносных конфликтов должно ещё свершиться, прежде чем мечта о Великой Албании сбудется!
Армия Освобождения Косово, преобразованная теперь в милицию края, имела своими отделениями Армию Освобождения албанцев Македонии и Армию освобождения Прешево. В 2001 году албанцы уже попытались добиться отсоединения от Македонии, где они составляют от четверти до трети населения, компактно проживающего на западе страны. Тогда под сильным давлением международного сообщества и благодаря новым большим уступкам со стороны Скопье конфликт удалось приостановить. Но это лишь временное затишье.
В Черногории в 2002 году при поддержке албанцев (составляющих как минимум 20% населения) к власти приходит сторонник независимости Мило Джуканович, а в 2006 году именно благодаря голосам албанцев Черногория объявляет о независимости от Сербии. При этом никто и не скрывает, что восточная часть страны — территория, которую включает в себя проект Великой Албании, и что цель албанской общины — ослабление Черногории перед предстоящей войной, а отнюдь не её независимость.
Кстати, на грани взрыва и ситуация в Санджаке — области на границе Сербии и Черногории, в которой более половины населения составляют сербы-мусульмане (босняки). Ещё в июле 1999 г. Национальное вече босняков Санджака приняло Меморандум об автономии и об особых отношениях с Боснией и Герцеговиной. Если наравне с проектом Великой Албании удастся взорвать Санджак, изгнав оттуда остатки христианского населения, то, помимо отрыва Черногории от Сербии, удастся соединить мусульманскую часть Боснии и Герцеговины с албанскими землями, создав на Балканах длинный «зелёный пояс». А ведь во многом именно ради этого мусульманский мир активно вкладывается в развитие исламского движения в регионе.
Начало создания Великой Албании, в свою очередь, является частью гораздо более общего процесса, уже протекающего в ранней стадии как на Балканах, так и в странах Центральной Европы, затрагивая также и советские в прошлом республики Прибалтики, и даже Украину. Европа, в которую этот регион возвращаться, совсем уже не та, какой она виделась из-за «железного занавеса». Всё более ясно, что народы Центральной Европы хотели вернуться в Европу межвоенную, в которой господствовали крайне-правые идеологии, жёсткий антикоммунизм и ориентация на право-консервативные ценности. Они охвачены ностальгией по межвоенному периоду — по своим старым границам, по господствовавшим тогда идеологиям и проектам будущности. Для значительной их части, как и для албанцев, исход Второй Мировой означал серьёзное поражение, гибель ныне возрождаемых надежд на великое существование.
Во всём регионе идёт переосмысление итогов той войны, реабилитация её героев и её идеологий. Стартовый выстрел для дела возрождения Великой Албании — это отмашка всему процессу пересмотра итогов Второй Мировой войны и послевоенных границ.