Владимир Тор. Практический гуманист
И спасибо за урок
Великий Пост предваряется Прощеным Воскресеньем.
В этот день на Руси каждый православный просит о прощении обид, вольно или невольно нанесенных им своим ближним, и сам с легким сердцем должен прощать покаявшихся обидчиков. Принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: «Бог простит», прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.
В храмах на вечернем богослужении совершается «Чин прощения». Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».
Святые отцы учат нас: «Прощай грешника — ненавидь грех».
Этот обычай прощения — не пустая формальность, не просто слова, сказанные походя. Чтобы искренне прощать, надо знать, ЧТО и КОМУ прощаем. Некоторые любители показного благочестия ли — или же всё принимающей гуманности — готовы прощать всё подряд, а особенно — не им лично причиненные обиды. Оно и понятно: чужая боль — не своя.
Привычка легкомысленно прощать НЕ СВОИ обиды есть ни что иное как высокомерное чванство и проявление смертного греха гордыни, которое ведет душу грешника в кромешный ад.
В ад что-то не хочется — поэтому поговорим о своём.
В этом году Прощеное воскресенье совпало с одной любопытной исторической датой:
9 марта София с размахом отметила годовщину спасения евреев Болгарии от Холокоста.
В 1943 году тогдашнее правительство Болгарии, находившейся в союзе с нацистской Германией, согласились на депортацию евреев страны в концентрационные лагеря на территории Польши.
9 марта 1943 года массовые демонстрации и протесты в Софии привели к тому, что несколько десятков тысяч болгарских евреев были спасены от отправки в лагерь смерти Треблинка.
Экзарх Стефан, бывший в то время главой православной церкви, по рассказам тогдашних очевидцев был готов предоставлять евреям убежище в церквях по всей стране. В результате около 50 тысяч евреев, ожидавших отправки в Треблинку, были спасены.
В память об этом подвиге болгарского народа рунет заполнен благодарственными словами евреев: де мало найдется наций, способных похвастаться такими подвигами. Ну, разве что датчане. И действительно — велик и могуч подвиг Сопротивления в Датском королевстве. Ведь датчане переправили местных евреев в Швецию, которая была основным поставщиком для металлургии Третьего Рейха всю Вторую мировую и несколько фрондировала по этому поводу.
Имущество евреев было сохранено в порядке и возвращено назад благородными датчанами в 45-м. Вклад датчан в мировую борьбу с коричневой чумой вообще беспримерен: с утра и почти до самого обеда сопротивлялась датская армия гитлеровскому нашествию.
В 2 часа дня германский генерал Химер, командующий «мирной оккупацией» Дании, явился к датскому королю и сразу получил от него заверения о преданности Дании Рейху. В конце беседы Его Величество выразил свое восхищение напористыми действиями немецких войск. Вся операция обошлась немцам в 2 человека убитыми и 10 раненых. Всего же против Дании Рейх выстави 2 дивизии и одну бригаду. Напомним, что им «противостояло» 5 датских дивизий.
Дании гарантировалась территориальная целостность и политическая независимость без всякого вмешательства немцев во внутренние дела страны. Правительство, парламент, датский король и все «демократические» партии Дании сразу же встали на путь соглашения с агрессором. «Мы избрали этот путь, — говорил глава правительства Стаунинг на заседании ригсдага, — чтобы пощадить страну и народ от последствий войны».
С подвигом датчан может соперничать лишь немеркнущая в веках слава норвежцев: те в знак Сопротивления носили на лацканах своих пиджаком СКРЕПКИ. Ах, сколь это возвышенно!