19 февраля 1861 года император Александр I издал "Манифест об отмене крепостного права", а также "Положение о крестьянх, выходящих из крепостной зависимости", сделавших российских крестьян свободными и впервые в истории нашей страны уравнявшие в правах со всеми остальными жителями страны. Крестьянской реформе суждено было стать одной из самых дискуссионных в череде преобразований, которые идут в стране по сей день.
Представители разных классов и сословий придерживались прямо противоположных взглядов. Избавление России от 200-летнего крепостничества вместо того чтобы консолидировать общество, разъединило его.Защитники крепостничества объясняли, что в нем кроется суть "особого русского пути". В наши дни противники капиталистьных реформ также считают, что у России свой путь. По их мнению, русский народ не способен воспользоваться свободой в полной мере, сформировать гражданское общество, и 150 лет — это небольшой по историческим меркам срок, чтобы изменить понимание свободы как вседозволенность.
О последствиях историческому события и влиянии его на дальнейший ход истории в России дают сегодня политики, политологи, писатели.
Политолог Глеб Павловский сказал в интервью "Российской газете": "Крепостное право есть мерзость. Оно противоречило ценностям всех социальных групп страны, нарушало принцип личной неприкосновенности человека. И, конечно, корни той жестокости, которая проявилась в русских революциях начала ХХ века, тоже лежат в крепостном праве. По мнению политтолога, для реформы была выбрана неудачная модель. Ее результатом стало обезземеливание крестьян, земля осталась у помещиков. Сильная социальная группа дворян жестко пролоббировала свои частные интересы, поставив их выше государственных. Освобождение крестьян оказалось неудобным, процесс затянулся, и мы вошли в XX век с пережитками крепостного права.
И тем не менее, отмена крепостного права превратила страну в одну из стран-лидеров тогдашнего мира. По мнению Глеба Павловского, после отмены крепостного права последовал великий, блестящий период русской истории.
Филололг Георгий Хазагеров: Я думаю, главный вред крепостного права - моральный. Он главный еще и потому, что живучий, остался в нас до сих пор. Мы живем не при крепостном праве, а наша трудовая мораль многое наследует оттуда. Как позитивные последствия преобразований писатель видит проведение судебной реформы. По слоам Хазагерова, в стране впервые возникла риторика, появилась и распространилась риторическая культура. Чаще стали возникать ситуации, когда что-то решалось в диалоге, стало проявляться человеческое достоинство, уважение к труду, к образованности, к тому, что человек сам сумел подняться. Другое дело, что оставалось мало времени до революции 1917 года, которая многое повернула к старому.
Писатель Алексей Варламов: Когда я думаю об отмене крепостного права, мне грустно не столько от того, что оно было отменено поздно, сколько от последствий его отмены. Если царь Николай I, имеющий репутацию крепостника, мог спокойно гулять по Ленинграду и ничего не бояться, а его сын Александр II, царь-освободитель, убит террористами после неоднократных покушений, то эти факты как никакие другие говорят о том, что Россия после отмены крепостного права, к несчастью, пошла вразнос. Были запущены противоположные процессы. С одной стороны, отмена крепостного права дала толчок экономическому развитию, с другой стороны, породила те тенденции, которые окончились Октябрьским переворотом. В XX веке мы получили новое крепостное право и в гораздо более зверских и ужасных формах - я имею в виду колхозы. XX век оказался каким-то странным кривым зеркалом века XIX, и отмена крепостного права у нас опять произошла в 60-е годы". Но другого выхода не было, однако русскую деревню мы потеряли.
(окончание следует)