Сергей Глазьев: «Россия – единственная страна в мире, которая субсидирует не своих авиастроителей, а зарубежных»
14 октября 2006г.
На пленарном заседании в пятницу депутаты рассмотрели проект постановления «Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ «К Президенту РФ В.В.Путину о состоянии гражданской авиации, авиационной инфраструктуры и авиационной промышленности в РФ».
Сергей Глазьев, выступая от фракции «Родина», изложил свое видение того, как поднять отечественное авиастроение и наказать лоббистов ввоза в Россию «летающего металлолома» из «Аэрофлота» и правительства:
«Наша авиационная промышленность умирает уже 15 лет. Бесконечные разговоры на эту тему оканчиваются просто сотрясанием воздуха. Это притом, что для мировой экономики, и для нашей страны в особенности, авиационная промышленность является важнейшим локомотивом экономического роста. Производить самолеты – это вам не нефтью с газом торговать. Один килограмм авиационной техники стоит на мировом рынке 3 тысячи долларов. Поэтому страны, которые умеют производить самолеты, получают колоссальную сверхприбыль. А умеют это делать только в России, Европе и Америке. К этой задаче сейчас приближается Бразилия. И мы теряем колоссальное конкурентное преимущество.
Причина банально проста. В отсутствии долгосрочных кредитов на рынке только государство может поддержать финансированием производство, сбыт и эксплуатацию самолетов. Во всем мире государство этим занимается. Каждый «Боинг», который продается Соединенными Штатами, идет за границу, идет при государственной поддержке американского «Эксимбанка». Европейский «Аэробус» производится усилиями консорциума, в котором участвуют практически все ведущие европейские страны.
У нас же одни разговоры о необходимости государственной поддержки и бесконечное топтание на месте. Огромное количество совещаний, решений правительства, поручений президента, постановлений Думы, а воз и ныне там. Вместо того, чтобы выделить необходимое количество средств на поддержку лизинга отечественной авиатехники, российское правительство время от времени разворачивает кампанию под ввоз иностранной авиатехники.
Россия – единственная страна в мире, которая субсидирует не своих авиастроителей, а зарубежных. Объем льгот, которые предоставлены компаниям «Аэрофлот» и «Трансаэро» под ввоз иностранных самолетов, превысил 2 миллиарда долларов. Это больше, чем было выделено за все эти годы нашим государством на поддержку своего авиастроения. То есть, мы за счет бюджета предоставляли льготы по НДС, по таможенным пошлинам под ввоз иностранных судов, субсидируя наших конкурентов.
Фракции «Родина» и КПРФ, многие организации-товаропроизводители многократно добивались принятия политических решений: поддержать авиастроение в соответствии с мировой практикой, выделить необходимое количество ассигнований на субсидирование научно-исследовательских разработок и на лизинг новых самолетов. Но эти политические решения ничем не заканчивались.
При Черномырдине, при Кириенко и сейчас мы вновь наблюдаем очередной виток, кампанию по расширению льгот на ввоз иностранных самолетов. Сейчас нам заявляют: давайте под один иностранный самолет, который ввозится без пошлин, заставим «Аэрофлот» покупать три отечественных самолета. Это мы уже проходили пять лет назад. Но «Аэрофлот» грубо не выполнил свои обязательства. Был разрешен льготный ввоз «Аэробусов» и «Боингов», а «Аэрофлот» не покупал три отечественных самолета под каждый иностранный – ИЛ-96, ТУ-204. Ничего этого сделано не было. Сударь Окулов и руководство «Аэрофлота» грубо нарушили постановление правительства и должны сегодня за это отвечать. К сожалению, в постановлении, которое нам предлагается, об этом ничего не сказано. Опять сотрясание воздуха.