Бронзового солдата убили за деньги
Вчера русская молодежь Эстонии не дала тихо спустить на тормозах скандал со сносом памятника советскому воину-освободителю. Впервые на постсоветском пространстве русские вышли на улицы защищать не пенсии, льготы и вклады, а духовные ценности. Один юноша погиб, 40 ранены, 300 человек брошены за решетку. Тем не менее даже это не заставит российские власти ввести против Эстонии экономические санкции, на которые она давно напрашивается. Москва едва ли ударит по интересам компаний, экспортирующих через порты Эстонии десятки миллионов тонн грузов в год. Россия сама спонсирует фашизм: эстонские политики плюют ей в лицо, а объемы экспорта только растут.
МИД все еще что-то «изучает» и «прорабатывает» какие-то «варианты реагирования», как будто все это началось вчера. Глава комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов досадует, что Москва отделывается сотым предупреждением, но Совфед, призывающий к разрыву отношений с Эстонией, давно превратился в источник громких, но необязательных инициатив. В то же самое время глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев говорит, что Россия исчерпала инструменты воздействия на Эстонию и теперь может взывать только к международному сообществу.
И это притом, что в 2006 году грузооборот портов Эстонии увеличился на 6,6% и составил 49,818 млн тонн. Из них 41,3 млн тонн приходится на порт Мууга, две трети годового объема составляют нефтепродукты российского происхождения. Объем перевалки российской нефти на эстонском терминале E.O.S. в 2005 году составил 5,88 млн тонн. Угольный терминал в том же Мууга обработал в прошлом году более 4 млн тонн угля – тоже российского. Сейчас там продлевают железнодорожную ветку, после чего пропускная способность терминала увеличится до 5,5 млн тонн в год.
Контрольным пакетом акций эстонской компании E.O.S., контролирующей крупнейший нефтяной терминал, и железнодорожным предприятием Spacecom владеет российская компания «Северстальтранс». Нефтепродукты на эстонские терминалы поставляет российская компания «Транснефтепродукт». В число владельцев угольного терминала AS Coal Terminal в порту Мууга входит один из крупнейших российских угольных трейдеров фирма Krutrade AG, основанная в 1998 году российским предприятием «Кузбассразрезуголь» и зарегистрированная в Австрии. А железнодорожными перевозками к эстонским портам занимается транзитная фирма DBT. Вот как оценил ее заслуги перед Эстонией министр по делам народонаселения Эстонии Пауль-Эрик Руммо, просивший предоставить гражданство ее владельцу Рустаму Аксененко: «Сын бывшего министра путей сообщения России Николая Аксененко является одним из основателей транзитного бизнеса Эстонии, вложившим с 1998 года через свою транзитную фирму DBT в экономику Эстонии около 150 млн крон».
С чисто прагматической точки зрения у российского бизнеса есть серьезные причины предпочитать эстонские порты отечественным. Одна из них – сервис. «Чтобы сдать контейнер в перегруженный Ленинградский порт, надо ждать 7-10 дней, – сказал РБК представитель транспортной компании, пожелавший остаться неназванным. – Все это время контейнеры стоят вместе с машинами, за которые надо платить. В Эстонии надо ждать максимум сутки». Другая причина – налоги. Фирма, направившая груз по железной дороге в зарубежные порты, может получить возмещение НДС, как только вагон пересекает границу, с российским портом денег ждать приходится месяцами. Третья причина – тарифы. Большая часть грузов в порты поступает по железной дороге. Федеральное агентство по тарифам почти уравняло тарифы на внутренние грузоперевозки с экспортными, резко понизив конкурентоспособность российских портов. Четвертая – и главная – причина уже указана: российские компании («портовое лобби») владеют терминалами в эстонских портах.
(Продолжение следует)