Часть 2
И сейчас в Мангистау напряженная обстановка. Связана она с началом массовых увольнений и сокращений, повсеместно переходят на сокращение рабочей недели и рабочего дня. Особенно это касается иностранных компаний, таких, как «Сибу», «Халлибертон», «Емир Ойл» и другие.
Сотни нефтяников уже уволены. Раньше многих отправляли в административные отпуска, а сейчас их просто увольняют. Естественно, эта практика не могла не вызвать недовольство среди рабочих и жителей региона.
В связи с вступлением в действие закона «О профсоюзах» и принятием нового ТК рабочие фактически не получают никакой защиты, а официальные профсоюзы оказываются между молотом и наковальней – они мечутся между недовольными работниками и работодателями. Им не позавидуешь.
Сегодня интересна такая тенденция: даже те рабочие, которые ранее не проявляли какой-либо активности и состоят в официальных профсоюзах, высказывают свое недовольство поправками в новый ТК.
Но кто из них осмеливается высказать это вслух, тут же попадает под каток преследований. Особый удар правоохранительной системы приходится по активистам и лидерам профсоюзов нефтяников. Но ведь если рабочие не увидят легального выхода из ситуации, то завтра они выйдут на улицы.
– Уже не секрет, что 80-ю процентами казахстанских сырьевых богатств владеют иностранные компании. И есть подозрение, что поправки в новый ТК лоббируют именно они. Или я не права?
– А какой это секрет? Основные недра Казахстана, действительно, отданы иностранным компаниям. Поэтому мы и заявляем громогласно, что ТК и закон о профсоюзах пролоббированы транснациональными компаниями, в частности, «Арселор Миттал Темиртау», «Казахмыс», «Каз Мунай Газ» и «профсоюзом» наших буржуев – Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» для того, чтобы удешевить рабочий труд казахстанцев.
Поэтому остро разворачивается в Мангистауской области так называемая классовая борьба, где снова поднимается вопрос о жизни и смерти независимых профсоюзов, да и всего рабочего движения. Например, в компании «МангистауМунайГаз» отменили многие выплаты льготникам.
Рабочим «КаражанбасМунайГаз» сообщили, что возможно сокращение работы на вахте до восьми часов. И это во всех иностранных компаниях, где в каждой работает не менее тысячи человек и ранее были подписаны Меморандумы о недопущении сокращений.
Всем стало очевидно, что эти меморандумы – бумажные и были лишь уловкой и обманом трудящихся, тогда как компании, и особенно иностранные, не собирались их реализовывать. Сейчас эти меморандумы боссы просто выбрасывают в мусорные урны.
– А местные власти сообщают, что выполняются ли требования меморандума, подписанного между крупным работодателем и профсоюзом, например, по несокращению рабочих мест…
– Скажу откровенно, условия меморандума соблюдает лишь одна национальная компания – «КазМунайГаз». Единственно, она выполняет жесткое указания президента страны о том, чтобы ни один человек не оказался на улице. КМГ, даже неся убытки, изворачивается, как может, где-то убирают какие-то минимальные льготы нефтяников, но пока держит «марку».
Что касается иностранных компаний, то у них другой подход. Несмотря на подписанные меморандумы, вот уже полгода, как они игнорируют их выполнение. В СМИ я уже озвучивал то, как увольняются рабочие иностранных компании «Сибу», «Халлибертон», «Емир Ойл» и др. За счет увольнений и двойной эксплуатации труда оставшихся рабочих эти компании экономят свой бюджет.
– В одном из заявлений, размещенном в соцсетях, прозвучал лозунг о национализации всей добывающей промышленности страны под демократическим контролем трудовых коллективов. Вы поддерживаете такую идею?
– В принципе, ничего нового в этом нет. В мировой практике, скажем, в такой успешной стране, как Арабские Объединенные Эмираты, 80 процентов доля всей нефтедобывающей промышленности принадлежала иностранным компаниям. После кризиса 1973 года правительство ОАЭ национализировала иностранные компании. Вообще во всех странах государство имеет контрольный пакет.
Во время длительной забастовки 2011 года, мало кто это помнит, на алане в Жанаозене было зачитано обращение бастующих мангистауских рабочих-нефтяников ко всем. В том числе к шахтерам, о национализации горнорудных и нефтяных компаний. Потому что рабочие хотят гарантий своих рабочих мест, получения стабильности оплаты труда, социальных льгот.
А это возможно лишь при условии, если нефте- и горнодобывающие производства будут подконтрольны нашему государству. Ведь львиная доля ВВП у нас формируется за счет нефтедобычи, это важная в стратегическом плане отрасль, которая должна обеспечивать экономическую и национальную безопасность Казахстана. Но, к сожалению, все договора с иностранными компаниями у нас засекречены.
– А что мешает консолидации профсоюзов в Мангистауской области в единый координационный центр для борьбы за права рабочих?