Первоначально предполагалось, что первый стартовый комплекс на новом космодроме будет введен в эксплуатацию к 2015 году (заявление главы Роскосмоса Анатолия Перминова в апреле 2011 года), к этому времени как раз должна была быть создана новая ракета-носитель «Русь-М».
Более того, уже с 2018 года, согласно заявлению вице-премьера Сергея Иванова в августе 2010 года, планировалось осуществлять все пилотируемые запуски только с Восточного.
Однако 8 октября 2011 года новый руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин сообщил о прекращении разработки ракеты-носителя «Русь-М», при этом срок первого пуска с Восточного остался прежним — 2015 год.
В таких условиях, с учетом значительного и хронического недофинансирования хода строительства нового космодрома, к концу 2015 года с него можно было запустить только модификацию старой ракеты «Союз».
На это и были брошены все силы строителей космодрома — запустить ракету-носитель «Союз-2» до конца 2015 года.
Все объекты космодрома, отвлекавшие от этой задачи, были перенесены на будущее, во второй и третий этапы строительства космодрома. Пуск «Союза» в 2015 году стал самоцелью, вопросом национального престижа. В первый этап строительства космодрома Восточный вошли только те объекты наземной инфраструктуры, без которых осуществление пуска было невозможным.
Так новый космодром фактически стал одной технической позицией с единственным стартовым комплексом старой ракеты.
Он стпроился спешно, аврально, в постоянном сопровождении многочисленных скандалов, с массовой невыплатой зарплаты строителям и нецелевым использованием, а то и попросту хищениями бюджетных средств, вылившимися в череду уголовных дел.
Срок первого пуска с Восточного до конца 2015 года, назначенный президентом Путиным, выдержать не удалось из-за неготовности ряда объектов и систем космодрома.