euronews: Каким образом Россия смогла оценить число погибших в “тысячи человек” до окончания работы экспертов, которые, по вашим словам, работают сейчас в Цхинвали и других городах Южной Осетии?
Сергей Иванов: Вы знаете, помимо погибших эти безрассудные действия грузинского руководства привели к тому, что на территории РФ находятся около 40 тысяч беженцев, на сегодняшний день, из уничтоженных сёл, из сравненного с землёй города Цхинвали. Я думаю, аудитории хорошо известно такое географическое понятие, как Сталинград. Так вот Цхинвали на сегодняшний день очень соответствует Сталинграду по состоянию на 1942 год. Беженцы – 40 тысяч на территории Российской Федерации – дают показания, они знают друг друга, это очень маленький народ – 100 тысяч, не больше, и вот они уже дают свидетельские показания.
euronews: Ситуация в Южной Осетии обострялась на протяжении длительного времени. Готовилась ли российская военная операция давно или она была организована после получения известий о гибели российских граждан, российских миротворцев в Южной Осетии?
Сергей Иванов: Давайте рассуждать логично. Если бы, как вы сказали, Российская Федерация знала о таких, не побоюсь этого слова, сумасшедших планах Саакашвили, то, конечно, мы бы приняли меры и по крайней мере подтянули бы свои войска непосредственно к границе между РФ и Южной Осетии, то есть к Рокскому туннелю. В этом случае мы бы отреагировали в течение 1-2 часов. Но этого, естественно, не было, потому что мы не могли знать о таких, с позволения сказать, планах Саакашвили. Конечно, нам потребовалось некоторое время – около суток – для того, чтобы направить свои воинские части в Южную Осетию для защиты наших граждан и наших миротворцев. И в течение суток-полутора грузинские войска практически безнаказанно расстреливали город, стреляли по нему из танков, артиллерийских орудий, давили танками детей, сжигали женщин в сараях, куда сгоняли их, то есть осуществляли геноцид и этнические чистки.
euronews: Грузия утверждает, что она защищалась, и что войска, наступавшие на Цхинвали, не атаковали мирных граждан.
Сергей Иванов: От кого она защищалась? От осетинского народа? На момент начала боевых действий, Грузией развязанных, в зоне конфликта находилось около 350 российских миротворцев, вооружённых только автоматами, потому что по соглашению никакого другого вооружения быть не может. Никаких “градов”, танков там не было. И мирное население. И очень небольшие, карликовые по сравнению с грузинской армией, вооружённые силы Южной Осетии. Соотношение сил было просто несопоставимым. Так от кого защищалась Грузия, я не могу понять? Она ни от кого не защищалась, она нападала. А вот когда мы уже ввели свои дополнительные войска, усилив миротворческий контингент и начав операцию по принуждению к миру, – подчёркиваю, абсолютно легитимную по международному праву – вот тогда Саакашвили истерически закричал, что на него напала Россия.
...