Продолжение..............ДЗЯДЫ По книге Адамовича Г.Э. “Славянское целительство”
Главным праздником беларусов со времени Адама Мицкевича, по мнению В.Д. Ліцьвінка, считаются «Дзяды», так как они одновременно символизировали не только «смерть» природы, но и неизбежное прекращение жизненного пути и перехода «на той свет», да предков, каждого человека.
Паминальные дни, существовали у белорусов еще со времен язычества, с приходом на славянские земли христианства вряде случаев сменяли свое образ, сохраняя при этом стародавние традиции и вобравши в себя черты новой религии. В католической и православной церкви есть спецально назначенные дни для поминания умерших , но они не совпадают с традиционно празнуемыми беларусами днями поминания усопших – “Дзядами”, которые также имеют название паминальных субот .
“Хто дзядоў не ўважае, таму ўселяк бываець.”
«Дзяды» - праздник особенный, и вера в то, что в этот день души предков спускаются на землю, чтобы посмотреть, как их уважают, как наследники заботятся об наследстве, оставленную ими, требовала от беларусов в этот день строгого поведения, ограничения в определенных действиях.
«Дзяды», на протяжении года, праздновались перед каждым значительным религиозным праздником. Главных дзядов, празднование которых проводилось на всей территории Беларуси, было пять раз и подразделялись они по временам года . На каждые «дзяды» хозяйка готовит много еды, чтоб было ее чем больше: от пяти кушаний наименьше, а самые богатые люди справляли 7,9,11,13,15, чтоб только был непарное количество кушаний на столе.
«Дзядам» предшествовал день, который в восточных, северных и западных районах Беларуси носил название «бабы». Возможно, в древности дни поминания предков проводились в два дня, в соответствии с полом покойников.
По мнению автора, языческие сроки празднования «дзядов» следующие:
1.Зимние – «масляные», в субботу перед 11 февраля;
2.Весенние – «радавніца», «велікодные», в субботу после 1 апреля;
3.Летние – «траецкіе суботу перед 22 июня
4.Осенние - «змітраўскія», «асяніны», суббота перед 8 ноября.
5.Весенние - «наўскія» в субботу после 22-24 марта.
Сроки празднования дзядов каким-то образом связаны с созвездием Плеяд.
Литература:
1. Адамович Г.Э. Введение в славянскую магию. – Минск, 2000.
2. Айдашева Г.А. Русские обряды. Весна. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 80 с.
3. Котова И.Н. , Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кула. – Спб.: «Паритет», 2006.- 249с.
4. Полетье: Славянский календарь-оберег на 2007 год. Составитель С. Ермаков. – М.: Издательство «Ладога-100»,2006. –12с. Проект «Веди».
________________________________________
http://charovnici.narod.ru/slav_733.htm