Мне понравилось, как Лавров в интервью польской газете разложил самоопределение наций и территориальную целостность
http://www.inosmi.ru/text/translation/243952.html :
Вацлав Радзивинович (Waclaw Radziwinowicz): В ходе многолетних конфликтов на Балканах и в Чечне Россия неизменно защищала принцип верховенства территориальной целостности над стремлением национальных меньшинств к самоопределению. В случае конфликта в Грузии была занята диаметрально противоположная позиция. Можно ли считать, что это изменение носит лишь временный, конъюнктурный характер? Вернется ли Москва к своей прежней позиции, если какой-либо из народов Российской Федерации выразит желание получить независимость от нее?
Министр Сергей Лавров: Россия всегда выступала и выступает за неукоснительное соблюдение международного права. И, руководствуясь именно этим принципом, мы реагировали на события в Южной Осетии. Грузия совершила вероломное агрессивное нападение на российских миротворцев, которые находились там на законных основаниях, на граждан России и население Южной Осетии, что привело к многочисленным жертвам и разрушениям.
Россия использовала свое неотъемлемое право на самооборону на основании статьи 51 Устава ООН, которая признает такое право за государством в случае вооруженного нападения на него, что полностью подпадает под определение 'агрессии', принятое ООН в 1974 году.
Принципы самоопределения и территориальной целостности в международном праве имеют равноценное значение и одинаково важны. Они диалектически взаимосвязаны. Это прямо подтверждается в Декларации ООН 1970 года о принципах международного права, касающейся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и закреплено в Хельсинкском Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Мы, безусловно, признаем оба этих принципа, исходя из норм международного права и вышеупомянутых документов.
Южная Осетия и Абхазия являлись фактически независимыми государствами. Совершенно легитимно - согласно закону СССР от 3 апреля 1990 года - эти автономные республики самоопределились и вышли из состава Грузии. Правомерность этого нельзя оспаривать, поскольку сама Грузия вышла из состава СССР согласно тому же закону.
Южная Осетия и Абхазия провели референдумы, их народы провозгласили независимость, приняли конституции, создали парламенты и правительства, которые осуществляли власть на своей территории.
В течение последних 15 лет обе республики пользовались определенными правами, например, правом участвовать в международных отношениях, хотя не в таком объеме, как члены ООН - полноценные субъекты международного права, а в качестве международно-признанных сторон конфликтов. Конституция нынешней Грузии на их территории перестала действовать.