В защиту "богоборчества"
Бунтарь
Originally posted by kommari at про материализм
В 7-м бюллетене в защиту науки у кого-то из ученых прозвучала очень хорошая мысль (ценная тем более потому, что автор сам по себе человек неполитический): что своими успехами в науке СССР был обязан тому, что его господствующей идеологией был материализм (как составная часть коммунистической идеологии).
Этим же - уже от себя - СССР был обязан и тому, что мы не знали такого безобразия, как религиозный фанатизм и связанный с ним религиозный терроризм.
Вообще можно выдвинуть гипотезу, что наиболее правильное взаимодействие общества и государства с религиями - это борьба с ними.
Это не означает взрывания храмов, расстрелов мул, попов и раввинов - борьба именно чисто идеологическая. То есть атеизм должен быть господствующей идеологией, а религии - при этом все - должны быть в оборонительной позиции (а не наоборот, как сейчас).
О запрете религии речи нет - потому что это нереально и непрактично и даже вредно. Всегда будут люди, которые будут испытывать тягу к чему-то трансцендентному - и эти люди должны находить ответ на свои духовные запросы - но помучившись, скажем так. Это полезно и для религии - внутри ее появляются умные головы, вроде Бердяева, Флоренского или Меня, когда религия под прессом (разной степени давления). Когда пресс исчезает - расцветает чаплиновщина или вообще запредельное мракобесие. А у мусульман - то, что мы видим сейчас.
И вот такое существование - что где-то на периферии есть попы, муллы, раввины и прочие шаманы, чье существование происходит вдали от мирской суеты динамики настоящей жизни - это оптимум, по-моему мнению. Примерно так все при Л.И. Брежневе в этом плане и происходило.
Полностью согласен с Коммари.Вообще, всем последовательным антиклерикалам не следует ограничиваться лишь борьбой за неуклонное соблюдение 14 статьи действующей Конституции (подобно тому, как в брежневскую эпоху умеренное крыло капиталистьных диссидентов ограничивалось лишь призывами к власти "соблюдать свою собственную конституцию"), а подумать лучше о необходимости возврата к советской политике в области религии, когда попы "знали свое место", а государство вело неуклонную борьбу с религией за научное мировоззрение. Нам нужен не секуляризм (секуляристами могут быть и христиане), а воинствующий атеизм. В какие-то периоды истории СССР это "богоборчество" было жестче, в какие-то - мягче, но общая антирелигиозная ориентация государственной идеологии сохранялась всегда. Иная ситуация наступила с приходом Горбачева и Ельцина, когда государство отказалось от "богоборчества" и открыло дорогу "духовному возрождению России". принятие в 1990 Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях". Вообще, историю православия в России XX века можно сравнить с эпохой Римской Империи. Как известно, в поздние века Рима наблюдался общий кризис рабовладельческого строя, который охватил не только экономику, но и политическую сферу (крах республики, постоянные государственные перевороты, в ходе которых один деспот сменял другого), но и духовную сферу. Начиная с III века наблюдался общий кризис античной культуры, как в сфере художественного творчества, так и в сфере философии, где наблюдался поворот к спекулятивному мистицизму. Еще одним признаком кризиса античной культуры стало массовое распространение такой духовной заразы, как христианство. Распространение христианской заразы было связано в некоторой степени с поражением восстаний рабов ("если Христос и победил, то лишь потому, что проиграл Спартак"), потерпевшие поражение рабы стали искать свободы на небесах, а не на земле. Еще со времен апостола Павла христианство провозгласило свою аполитичность, нереволюционность, покорность власти ("всякая власть от Бога"). И несмотря на этот политический конформизм христиан, римские власти быстро распознали вредоносный характер новой тоталитарной секты. Власти попытались оказать жестокий отпор новой тоталитарной секте, но жестокость репрессий против христиан не смогли остановить распространение христианства. Последнее, самое сильное гонение на христиан пришлось на эпоху правления императора Диоклетиана, однако уже пришедший на смену Диоклетиана император Константин, которого попы называют "великим" и "равноапостольным" полностью прекратил гонения и издал знаменитый "Миланский эдикт", провозгласивший религиозную свободу и терпимость. Горбачевско-ельцинское "освобождение религии", имевшее место в конце 80х - начале 90х годов сравнимо с реформами Константина, а Закон СССР "О свободе совести и религиозных организациях" стал аналогом древнеримского "Миланского эдикта". Как известно, в защиту "религиозной свободы" в СССР выступали практически все направления оппозиции режиму, существующему в СССР, причем не только правомонархические ультраправославные мракобесы из РПЦЗ и Катакомбной Церкви, умеренно-капиталистьные попы типа Глеба Якунина и белоэмигранты-НТСовцы, но даже "революционные марксисты"!