Разумеется, можно говорить о том, что сотрудничать с оккупантами нехорошо. Но поставьте себя на место Невского. Войска, способного сражаться с ордой нет, союзников нет (взаимоотношение русских князей отдельная история), денег тоже нет. Уйти в лес в партизаны? Смешно!
Разумеется, сотрудничество с оккупантами хорошо! Так было не раз у православных хрюнделей. И во время Великой Отечественной они хлебом солью встречали фашистов, открывающих храмы на оккупируемых территориях. Противно!
Что смешного вы нашли в партизанщине, что смешного над принявшим смерть от врага, но не предавшие Родину?!
Так что ничего ему и не остается, как пытаться сохранить русские княжества русским, т.е. пойти в данники к орде. Но при этом сохраняется некоторая самостоятельность, вера.
Воот, возможно главный повод к предательству - вера, а точнее религия. Религия же эта богопротивная служила для накопления материальных ценностей.
«Золотой век» Православной Церкви пришелся на эпоху монголо-татарского ига. Для монголо-татар было важно иметь идеологического союзника, который оказывал бы на население нужное им влияние. Согласно «ясе» Чингисхана, Церковь освобождалась от уплаты дани, которую платили все другие подданные. Монгольской империи, церковные владения объявлялись неприкосновенными, в обмен же Церковь признавала власть хана как данную от Бога и призывала к повиновению этой власти. Доктрина Православной Церкви о богоданном «царе татарском» позволяла иноверцам оказывать влияние даже на проведение церковных церемоний.
Следуя заповедям Ясы Чингисхана предшественники Менгу-Темира не включали русских настоятелей, монахов, священников и пономарей в число "сосчитанных" во время переписи. Теперь же были утверждены привилегии духовенства как социальной группы, включая и членов их семей. Монгольским чиновникам под страхом смерти запрещалось отбирать что-либо и требовать от духовенства выполнения какой-либо службы. К смерти приговаривался так же любой, кто был виновен в клевете и поношении греко-православной религии. Чтобы усилить действие хартии, в ней было помещено имя Чингисхана.
Церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских; церковники привлекали все больше крестьян и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений.
Количество монастырей и церквей постоянно увеличивалось, особенно после 1350 года, и в городах, и в селах. Согласно Ключевскому, в первое столетие периода монгольского нашествия было основано тридцать монастырей, и примерно в пять раз больше - во второе столетие!
Духовенству всякая борьба была чужда и не нужна, церковь была довольна: князья терпят убытки, русские люди ищут приюта у церквей, больше стали вспоминать о подаянии, о грехах своих... за пазухой! татарские страховые ярлыки о неприкосновенности духовенства.
Вот-вот русских не станет как нации, а храмы растут, как грибы после дождичка.В этой связи надо сказать, что заигрывание Александра Невского с Ордой есть преступление фактически являющееся геноцидом народа российского.