Последние два дня идут сообщения о перемещениях турецких войск к сирийской границе. Это пока прямо не свидетельствует о подготовке к вторжению или конфликту, однако существенно осложняет и без того напряженную обстановку.

Два обстоятельства делают опасными подобные перемещения. Первое обстоятельство - сам повод, ставший причиной перемещения войск. По прошествиию недели после инцидента с турецким самолетом-разведчиком можно вполне уверенно полагать, что самолет действительно вторгся в воздушное пространство Сирии и был сбит вполне правомерно. Однако Турция максимально агрессивно восприняло вполне адекватный ответ сирийской армии вместо того, чтобы признать свою собственную ошибку или сознательную провокацию.
Говоря иначе, даже в ситуации собственной неправоты и серьезного нарушения Турция обвиняет в произошедшем не себя, а Сирию. Это говорит о сознательном нагнетании обстановки.
Второе обстоятельство - концентрация войск сама по себе несет опасность ввиду возможных случайностей и происшествий. В условиях, когда на сирийско-турецкой границе в обе стороны происходят перемещения беженцев, боевиков, сирийские военные проводят операции по перехвату караванов с оружием и бандформирований, вероятность случайностей, которые могут быть расценены как агрессивные намерения, резко возрастает.
Когда решения спускаются на тактический уровень, возможность возникновения конфликта или даже войны начинает зависеть уже не от политиков, а от военных - причем не самого высокого ранга. Именно это и является крайне опасным следствием концентрации турецких войск на границе. Случайный выстрел - и далее ситуация может начать развиваться сама по себе.
Турецкие политики в этом случае загоняют сами себя в тупик, так как запустив механизм провокаций, они не могут признать свою вину и ответственность - и поэтому вынуждены идти по пути эскалации событий.
Еще одна проблема, которая может стать уже не поводом, а самой что ни на есть причиной вооруженного конфликта между двумя странами - озвученное мнение Турции о создании буферных зон в приграничной территории. При этом буферные зоны должны располагаться как по турецкой, так и по сирийской территории. Сложно сказать, как именно турки намерены добиваться создания таких зон без согласия сириской тороны. То, что Сирия не пойдет на подобную меру - совершенно точно. Полтора года сирийска армия ликвидирует неподконтрольные анклавы на своей территории - и пойти на добровольное создание таковых на самом опасном направлении для правительства Сирии - форменное безумие.
Однако решимость Турции в создании таких зон - судя по риторике турецких руководителей - возрастает чуть ли не день ото дня. В совокупности с концентрацией войск на границе и возросшей активностью террористических группировок вероятность конфликта очень существенно повышается, причем вне зависимости от реальных намерний турецкого руководства.
