Относительно личности Короля Мошиаха, который, согласно Торе, должен быть потомком Давида и на которого Всевышним возложена миссия принести миру Освобождение, нередко задают вопрос: как можно утверждать, что человеку предназначено быть Королем Мошиахом?
И действительно, может создаться ошибочное впечатление, что Мошиах — это нечто неземное, сверхъестественное. Но если более глубоко подойти к сущности вопроса, выяснится, что утверждение о том, что Мошиах — наш современник, не только приемлемо, но, более того, — именно оно правильно выражает чистую веру в приход Мошиаха.
Даже немного изучив то, что известно о личности Мошиаха, мы понимаем, что только так и должен думать еврей: что Мошиах — это человек из плоти и крови, еврей, великий праведник, который живет среди нас и ждет, пока Всевышний пошлет его, чтобы принести Освобождение Своему народу и всему миру.
Более того, выясняется, что уже во времена Талмуда в отношении определенных людей считали, что они могут стать Мошиахом.
, в Талмуде1 рассказывается об учениках, которые говорили, что имя Мошиаха — такое же, как у их учителя, и о том, что Рав (один из величайших мудрецов своего поколения) утверждал, что в его поколении Мошиах — это рабби Йеуда а-Наси, который был вождем и учителем своего поколения
. А рав Нахман (один из мудрецов Талмуда, живший в IV в. н. э.) говорит о себе, что если Мошиах придет в его поколении, то Мошиах — это он!
Наши мудрецы говорят, что «в каждом поколении рождается человек, из потомков Йеуды, достойный стать Мошиахом Израиля»2, «когда настанет время, откроется ему Всевышний, да будет Он благословен, и пошлет его; и тогда дух Мошиаха вознесет сокрытое и спрятанное вверху»3. И добавляет автор книги «Сдей хемед» (рабби Хизкия Медини): «Таким образом мудрецы пришли к выводу, что в каждом поколении будут знать кто Мошиах этого поколения… И основываясь на том же, ученики Аризаля писали, что в своем поколении Мошиахом мог быть Аризаль».
Чтобы лучше понять только что сказанное, отметим, что на протяжении всей истории еврейского народа во главе его стоял духовный лидер, который сообщал народу слово Всевышнего и вел его по верному пути. Функция руководителя еврейского народа говоря словами Моисея (Моше-рабейну), первого избавителя еврейского народа: «Я стоял между Б-гом и вами… чтобы пересказать вам слово Б-га»4.
Всевышний поддерживает связь со Своими сынами, находящимися в низшем, материальном мире через посредника, в котором сочетается высшее и низшее.
Моше-рабейну был человеком из плоти и крови, жившим в нашем материальном мире.
И вместе с тем он был человеком Всесильного, совершенно освобожденным от ограничений этого мира, и именно он был избран, чтобы связывать сынов Израиля со Всевышним, а с другой стороны — чтобы передавать им слово Б-га.