По своим конечным целям и решаемым задачам оболванивание принципиально отличается от дрессировки. Если дрессировка, это система мер направленная на поддержание и выработку определенного поведения и определенного отношения к тем или иным сторонам действительности (нравственные нормы, моральные принципы, кодекс чести и чувство долга…), то оболванивание это система мер целенаправленная на создание в человеческом мозгу ложных картин действительности или на искажение восприятия реальности. К наиболее распространенным методам психологического оболванивания относятся:
1) Настойчивое вбивание в мозг несоответствующих действительности понятий, мировоззренческих концепций интеллектуальных заблуждений и т.п. (метод оболванивания под названием "Повторение – мать учения").
2) Навязчивое выпячивание второстепенной и второсортной информации, огромные количества которой, по замыслам ее авторов должны заслонить нечто более главное и более важное то, чего необходимо скрыть (метод оболванивания под названием "пыль в глаза").
3) Обрисовывание блестящих перспектив (метод оболванивания под названием «светлое будущее») /Остап Бендер в Васюках, россказни о светлом коммунистическом будущем, яркие картины распрекрасного демократического и капиталистического завтра, перспективы быстрого и легкого обогащения, обещания лучшей загробной жизни или улучшение кармы в обмен на праведное поведение и т.п./ Блестящие перспективы завораживают и возбуждают чувство энтузиазма, и мы уже не в состоянии трезво оценить реальную действительность.
4) Открывание перед мысленным взором человека оторванных от его повседневной жизни абстрактных интеллектуальных горизонтов (метод оболванивания под названием "интеллектуальный мираж" или «фата-моргана»). /"Прыщавой курсистке говорил про миры, половой, истекая истомою" (С. Есенин) или "Приди к богу и перед тобой откро-ются новые духовные горизонты"/. Чем человек умнее, тем сильнее ему свойственно зависать над абстрактными интеллектуальными конструкциями. Это - фундаментальный закон человеческой психологии. На этой нашей с вами склонности очень любит погреть свои нечистые руки целое сонмище самой разнообразной шушеры: проходимцев, пророков, шарлатанов, мошенников, целителей, экстрасенсов и прочая.
5) Метод дозированной полуправды. (Принцип американских рекламодателей: "Правда, только правда, но не вся правда".) Лучшего средства для создания искаженного представления о действительности еще не придумано. Ибо иная полуправда может дать сто очков форы самой, что ни на есть мерзопакостной лжи.
6) Метод "мозаики" или "калейдоскопа". Отдельно взятые правильные факты сбрасываются в причудливо сложенную бессвязную и бесформенную кучу. Цель такой по-дачи удивить, дезориентировать, сбить с толку и навязать свою картину действительности.
7) Метод "конструктора", Из отдельно взятых правильных факторов строятся в корне неправильные и несоответствующие реальной действительности конструкции, ос-мысление которых ненавязчиво подталкивает к заранее заданным определенным выводам.
8) Метод "быстрой подачи" или "форсаж". Быстрая подача информации затрудняет ее осмысление и предрасполагает к некритическому усвоению.
9) Метод "информационного голода". Потребность мозга в новой информации и новых впечатлениях сродни чувству голода или Фрейдовскому либидо. Это сходство настолько глобально, что любые даже самые далеко идущие параллели, как правило, являются весьма обоснованными и зачастую наводят на очень важные, я бы даже сказал, фундаментальные выводы. Ограничусь только одним примером. При отсутствии доброкачественной пищи, чувство голода будет заставлять человека есть любую баланду. При отсутствии возможностей для нормального и естественного удовлетворения сексуальных потребностей абсолютное большинство людей начнет реализовывать свое либидо в неестественных и извращенных формах.
Совершенно аналогичная ситуация и с познавательной потребностью. При отсутствии доброкачественной, полезной и правдивой информации человеческий мозг будет вынужден потреблять второсортные, недобросовестные и низкопробные новости.Суть метода в оттеснении или отсечении человеческого восприятия от альтернативных источников нежелательной информации. Наибольшее распространение он получил в тоталитарных сектах, где адептам прямо предписывается какие телепередачи можно, а какие нельзя смотреть; что нужно, что необязательно и чего совсем не разрешается читать и т.д. При всех диктаторских и авторитарных режимах есть институт цензуры, порождающий список запрещенной и уничтожаемой литературы, забракованные газетные публикации, невостребованные телепередачи и художественные фильмы.
Было бы большим заблуждением считать, что капиталистьная западная цивилизация является чем-то из ряда вон выходящим. В плане промывания мозгов собственным гражданам она мало, чем отличается от иных, чем она традиционных обществ и других цивилизаций.