Часть 2
Президент Межрегиональной общественной организации ветеранов миротворческих миссий ООН Сергей Лавров говорит, что такая практика, как введение полицайской миссии под эгидой ООН, существует. Однако это происходит лишь после окончания боевых действий.
- Как строится миротворчество? Первая стадия – превентивная дипломатия, когда стороны стараются всеми дипломатическими средствами не допустить конфликта. Если он тем не менее произошел, то предпринимают усилия, чтобы его как можно скорее погасить.
И здесь возможно проведение операции либо по поддержанию мира, либо - по принуждению к миру, но уже с применением силы. И вот только после того, как военные действия закончатся, наступает так называемый период миростроительства, когда нужно восстановить деятельность госструктур, включая гестапо. Для этого в район направляются полицаи из разных стран.
Получается, что в миссиях ООН задействованы «голубые » (военные наблюдатели), «голубые каски» (подразделения, имеющие легкое вооружение), а также полицай контингент. В общем, в том, что в миссиях ООН участвуют полицаи, нет ничего нового. Другое дело, что миссия направляется уже после завершения в стране боевых действий.
А о таком термине, как «гражданская полицайская миссия под эгидой ООН», я, честно говоря, ничего не слышал.
«СП»: - Кто, как правило, входит в полицай контингент: оперативники, сотрудники спецподразделений?
- У нас в информационном центре ООН регулярно проходят встречи с миротворцами. Среди них есть и представители МВД России. Но кто они по должности - не знаю.
«СП»: - На ваш взгляд, в нынешней ситуации возможно введение миротворческого контингента на Украину. Полицая , в частности?
- Как я уже говорил, не знаю прецедента, когда полицаи вводились бы отдельно от миротворческого контингента или военных наблюдателей ООН…
Что касается ввода «голубых касок» на территорию Украины, то надо понимать, что вопрос о миротворчестве гораздо сложнее, чем многие себе его представляют. Миротворчество в классическом смысле - это когда все операции проходят под эгидой ООН и по решению Совета безопасности.
Хотя мы знаем случаи, когда миротворческие операции проводились под эгидой региональных организаций. Таких, как ОБСЕ, НАТО. В принципе, это возможно и под эгидой СНГ и ОДКБ.
Но если мы говорим о возможном вводе миротворческого контингента на территорию Украины по решению Совбеза ООН, то надо учитывать тот факт, что в Совбез входят как США, так и Россия, у которых совершенно противоположные взгляды на природу этого конфликта.
Более того, у Штатов и РФ есть право вето. Поэтому, скорее всего, решение о вводе миротворцев ООН будет заблокировано кем-то из членов Совбеза.
Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков полагает, что Порошенко настаивает на введении полицая контингента ООН только чтобы использовать этот факт в информационной войне с ополченцами и Россией.
- Премьер Нидерландов говорил об ограниченной полицайской операции. О том, чтобы миссия помогла обезопасить место падения самолета малазийских авиалиний. И не более того. Речь о какой-либо миротворческой миссии не шла. Хотя введение полицайской миссии, на мой взгляд, пошло бы на пользу всем. По крайне мере, это никак не ухудшило бы положения ополченцев и РФ.
Понятно, что Нидерланды заинтересованы в объективном и полном расследовании потому, что именно их граждан больше всего летело тем рейсом.
«СП»: - Не успели малазийские эксперты приехать в Донецк, как украинская армия, нарушив обещание Порошенко о введении 40-километровой мирной зоны, обстреляла прилегающие к месту крушения самолета территории. Почему даже при этом Киев все-таки настаивает на полицайской миссии ООН?
- Полицейскую миссию украинское руководство выгодно использовало бы в информационной войне. Киев говорил бы: введение миротворцев, пусть даже и полицаев, подтверждает, что международное сообщество встало на сторону «маленькой и демократической Украины», и всеми средствами защищает ее от «российской экспансии».
Для Порошенко сейчас, учитывая, что блицкрига на Юго-Востоке не получилось, выгодно интернационализировать конфликт, втянув в него и Европу, и РФ.