Посмотрим сначала, что происходит в случае займа. А заодно и почему занимают у заграницы, а не у ЦБ.
Берем некую абстрактную фирму "Альфа", которая хочет вложить в свой бизнес миллион баксов (просто круглая цифра для удобства показа).
Она может взять 30 миллионов рублей в отечественном коммерческом банке, но там кусаются проценты. Можно сунуться в ЦБ, но тому, как государственному банку нужны более серьезные гарантии, а потому за тот же залог фирма получит меньшую сумму да и возни с оформлением бумаг больше. К тому же нужна валюта, а её выгоднее не покупать, платя комиссию, а сразу в ней взять займ.
И вот "Альфа" обращается в иностранный банк, например, американский. Там тоже довольно строго, но правила кредитования более капиталистьные, чем тут, а потому под залог своего имущества "Альфа" таки берет кредит на год под 7% годовых. Так у нашей компании появляется миллион баксов, а у иностранного банка заложенное имущество "Альфы". Баксы в России хождения не имеют, а потому ту часть, что не потрачена на оборудование за границей надо поменять на рубли через ЦБ. Так ЦБ получает баксы, а под них печатает рубли. Округлим-таки - отдал 30 млн. рублей, а получил взамен лям долларов.
Проходит год и приходит время "Альфе" отдавать кредит. Миллион баксов плюс 70 тысяч которые процентами накапали. Если "Альфа" молодец, то она покупает у ЦБ баксы по курсу, расплачивается и все хорошо. Это как бы вариант №1.
Если "Альфа" не рассчитала что-то и не может уплатить по кредиту, то светит ей банкротство, а имущество достанется заграничному банку.Это вариант №2 и тут уже есть нюансы. Но о них чуть попозже.
Сейчас вернемся к нашему ЦБ, который только-только получил от "Альфы" баксы. "Альфе" они потребуются через год. Они не должны лежать без толку, а работать в России доллары не могут. Под них уже напечатана порция рублей. Значит, надо искать какое-то надежное место, где они могут принести для ЦБ проценты.
И такое место - гос.облигации того государства. которому принадлежит валюта - в данном случае это США. ЦБ вкладывает их под 2 или 3% годовых (пусть будет 2% в нашем примере) и получает 20 тысяч баксов в гос.бюджет только за то, что наша "Альфа" решила взять кредит. Если срабатывает вариант №1, то миллион через год уходит обратно в Штаты, залог возвращается "Альфе", а ЦБ на этом трижды получил доход - когда обменивал доллары на рубли, когда прокручивал доллары и когда осуществлял обратный обмен.
Если же у нас вариант №2, то тут ЦБ уже смотрит, стоящий ли залог у "Альфы" или какой мусор, которого не жалко. Если мусор, то иностранцы его обретают - не жалко, "Альфа" банкрот, а миллион остается у ЦБ.
Если же это что-то нужное государству, то ЦБ платит заграничному банку его миллион, выплачивает эти 70 тысяч долларов (из которых 20 получено за проценты) и, фактически всего за 50 тысяч переводит долг "Альфы" на себя. А дальше уже или банкротит её (залог переходит в федеральную собственность) или перекредитует на своих условиях, более жестких.
Такая схема удобна т.к. риск несет заграничный банк, а платит за него частник. Вся валюта, которая таким образом взята у иностранцев, образует большую часть ЗВР. Про ту часть, которая от профицита нашего получилась сейчас не буду - и так слишком оно занудно выходит. Потом, если будет интересно.