«В этом году спрос снижается более быстрыми темпами, чем это было в прошлые годы, по причине того, что замораживаются стройки, меньше ввода жилья, меньше новых проектов, меньше потребности в цементе. Снижение спроса было очевидным фактом уже в третьем квартале 2008 года.
Для статистики: объем перевозок цемента по железной дороге в ноябре относительно октября в этом году упал практически на 30%, сообщил «Эксперту Online» один из экспертов рынка цемента.
В химической промышленности ситуация усугубляется еще и обострившейся конкуренцией с импортом. «Надо спасать всю хлорную подотрасль от китайского демпинга, так же как это делает сам Китай, вводя беспрецедентные заградительные пошлины для стран-импортеров и квотируя при этом собственных экспортеров. В частности, только по ПВХ пошлина для России составила 70%. Если тенденция продолжится, то хлорная подотрасль в России просто остановится» — говорит Михаил Баранов, председатель совета директоров ОАО «Никохим».
По данным Цухло, серьезно ухудшилось и реальное финансово-экономическое состояние предприятий. Как «плохое» свое положение оценивают 22% предприятий (в третьем квартале — 13%, во втором — 11%), как «крайне плохое» — 5% (2% — в предыдущие кварталы). В итоге сумма оценок «плохое» и «крайне плохое» достигла пятилетнего максимума, так же как и баланс оценок. Особенно плохи сейчас оценки в легкой промышленности (баланс –35 пунктов), стройиндустрии (–33), химии и нефтехимии (–27) и машиностроении (–26).
«Спад в промышленности усиливается резким сокращением доступа к финансированию, — отмечает заместитель руководителя аналитического департамента ИК “Совлинк” Ольга Беленькая. — Докризисная система долгового финансирования, в которой значительную роль играли западные кредиты и рынки капитала, перестала работать, новая же система замещения внешних источников кредитов внутренними пока не сложилась. Фактически все усилия сейчас направлены на рефинансирование выданных ранее кредитов, чтобы избежать банкротства ключевых предприятий, но этого не хватает для поддержки операционной деятельности в прежних объемах».
Доля надежд на сохранение текущего (не очень, кстати, хорошего) состояния снизилась до 52%. Меньше надежд на стабильность было только в 1995 году.
Более или менее неплохая ситуация сейчас, наверное, только в пищевой отрасли. Причем в основном у тех, кто выпускает продукты первой необходимости. «У нас нет сокращения производства, — говорит директор по корпоративным коммуникациям компании “Юнимилк” Павел Исаев. — Продукция бренда “Простоквашино”, наоборот, растет. Однако внутри нашего продуктового портфеля наметился сдвиг в сторону более дешевой продукции. Десертов, питьевых йогуртов в некоторых регионах стали потреблять меньше».
По оценкам экспертов, дальше будет только хуже. «К марту 2009 года падение ВВП будет как минимум 25%», — прогнозирует президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин. Цухло отмечает, что массированные вливания денег в российскую экономику не доходят до большинства промышленных предприятий. Это заставляет производителей прогнозировать резкое свертывание спроса и планировать такое же резкое сокращение выпуска. «Кредиты за счет государственных средств так и не стали спасительной соломинкой для промышленных предприятий. В ноябре доступность заемных средств резко сократилась. Сейчас нормальную доступность к заемным средствам имеют только 22% предприятий, ниже нормы — уже 63%. Проще всего в условиях финансового кризиса получать деньги пищевым (39% из них все еще имеют нормальную доступность кредитов) и нефтехимическим (31%) предприятиям», — отмечает Цухло. По его мнению, в ближайшие месяцы избежать серьезного сокращения выпуска сможет только пищевая промышленность, в других отраслях ожидается сокращение, особенно интенсивное — в машиностроении, химии и нефтехимии.
http://expert.ru/articles/2008/12/16/rosstat/