Если рассматривать полемику вокруг отечественных автомобилей и судьбы нашего
автопрома, то становиться понятно, что все перечисленные причины, почему у нас
плохие автомобили, имеют место и я с ними вполне согласен. И касается это касается
не только автопрома , но и всей промышленности в целом. Но нет ответа на главный
вопрос, почему люди и не стремятся выпускать, даже не лучшие в мире, а хотя бы
просто конкурентоспособные автомобили? Ну за исключением отдельных
энтузиастов, которые погоды не делают. Ответ до смешного прост. А зачем?
Конкуренции то нет! Так зачем особо напрягаться? Конкуренции такой, чтобы
выпуская плохую продукцию, можно было немедленно обанкротиться. Без такой
конкуренции никакой рыночной страны не получиться. Ведь что например получается
в США? Там прибыль напрямую завязана на количестве проданных автомобилей. Нет
продаж, ты банкрот. Казалось бы и у нас сейчас так же. Так, да не так. У нас сплошь и
рядом предприятие обанкротиться не может! Обанкротить сверху его могут запросто,
но вот само оно обанкротиться нет. И происходит это прежде всего потому, что у нас
всё ещё нет и по видимому долго не будет
насыщенного рынка. Сбыт для продукции у нас можно найти практически всегда и
почти для любой продукции. Не можешь продать в центре, поезжай на окраину, в
регионы, кто нибудь да купит. И не потому, что у нас люди такие дураки, готовы всякую
ерунду покупать. А потому, что нормального снабжения регионов нет. Как был
дефицит так и остался. Другое дело, что за большие деньги можно купить всё, но они
же есть далеко не у всех. Создание самой возможности для достаточно сильных
экономических связей между регионами дело достаточно долгое и дорогое, и
непонятно кто будет этим заниматься. Уж больно страна большая и уж больно у нас
суровый климат на большей части территории. Но кроме отсутствия насыщенного
рынка товаров и услуг, созданию конкурентной среды мешает ещё причина. Массовое
неприятие самой идеи конкуренции. В петровские времена произошёл любопытный
случай. Каждый год к нам приезжали иностранные торговцы за шерстью. Наши купцы,
сговорившись между собой, взвинчивали цены до небес и держались за неё
насмерть(так деды делали!). Иностранцы поторговавшись и видя, что толку не будет,
уезжали обратно ни с чем. На причале скопилось огромное количество шерсти. От
хранения на открытом воздухе, под дождём и снегом, начала гнить, стала бурой. И её
уже стало вообще никому не продать, даром никому не нужна. Купцы, видя такое дело,
за взятку всучили её Меньшикову, на пошив обмундирования для армии. Надо ли
говорить, какого качество обмундирование получилось из такого сырья? Но это ещё
не конец истории. Как то Пётр 1 хотел остановить пробегавшего мимо солдата.
Схватил его за рукав, рукав остался в руке. В недоумении он попробовал ткань на
прочность, она расползлась в руках. Пётр пришёл в ярость и самолично избил
Меньшикова. К чему я привёл этот случай? В нём, как в капле воды, отразился весь
наш менталитет. Неприятие и непонимание конкуренции как таковой, идея личной
ответственности за порученное дело только перед вышестоящим начальством. Голова
отвечает за всё! С европейскими обычаями и типично рыночными подходами это не
согласуется категорически. Мне могут возразить, что рыночные подходы работают во
всём мире, а мы что, какие то особенные? Ну во первых они работают не везде:
например латинскую Америку и Африку, за редким исключением, они к процветанию
не привели. А во вторых, да, именно, мы особенные, точно также как например КНР,
Япония, или азиатские драконы. Во всех перечисленных странах реформы
проводились с опорой на местную специфику. А она весьма большая. В США
например пробовали внедрять японские кружки качества. Не получилось. Психология
не та!