Украи́нцы (укр. украї́нці) — восточнославянский народ. Проживают преимущественно на Украине, есть также крупные диаспоры в России, США, Канаде и др. государствах. Среди славянских народов является третьим по численности после русских и поляков.
Украинцами также часто называют граждан Украины, когда имеется в виду не этнический контекст, а контекст гражданства.
Эволюция этнонима
В средневековых документах Киевской Руси в качестве этнонима для восточных славян — предков украинцев, русских и белорусов использовался этноним «русь», имеющий, в свою очередь, согласно одной из гипотез скандинавское происхождение; для единичного представителя этноса — «русин». Впервые он встречается в Повести временных лет в разделе договоров Олега с греками 911 года (упоминается 7 раз) и Игоря 945 году (упоминается 6 раз). В списке (копии) «Слова о полку Игоревом» (опубликованом в 1800 году) встречается также поэтический этноним «русичи (русици)».
Этноним «русины» встречается позднее, в XIII—XVIII вв. в литовских и польских документах именования жителей древнерусских княжеств. Также этноним русин присутствовал в древнерусских документах. Самый ранний пример употребления этнонима во множественном числе отмечен в 1501 году в уставной грамоте Белзского воеводства (Волынь). Часто встречающимся названием жителей Руси, имевшим признаки этнонима, в её средневековых источниках является «руський народ», «руськи люди». В Средние века, особенно активно в XVI—XVII веках, на территории Запорожской Сечи и Войска Запорожского этноним «руськи» применялся к языку, религии, а также национальности людей, проживавших на данных территориях.
Наиболее позднее употребление этнонима «русины» в источниках Гетманщины встречается в 1728 году в драме «Милость Божия», поставленной в Киеве к 80-летию начала Хмельничины и в честь вступления в гетманскую должность Данила Апостола. Еще в 50-х годах XIX века этноним «русины» употреблялся здесь кобзарями. В записанной от кобзаря Андрея Шута с Черниговщины думе говорится: «Що ж то в нас гетьман Хмельницький, русин». Таким образом, этноним «русины» употреблялся на Восточной Украине среди простолюдинов, где книжные и официальные нововведения воспринимались не сразу, намного дольше упомянутого (1728).
На присоединенных к Российской империи землях Правобережной Украины этноним «русины» исчезал постепенно. Так, еще в 60-х годах XIX столетия он широко употреблялся на Подолье, присоединенном к России в конце XVIII века. В частности, на Винничине он фиксируется в сборнике пословиц Матвея Номиса и в собранных там же народных сказках. Употребляет его и подолянин Степан Руданский. Фиксируется в Малорусских губерниях и царстве Польском Российской империи во время проведения первой всероссийской переписи 1897 г.
В отношении украинцев западного региона (Закарпатье, Буковина, Галиция), входившего в состав Австро-Венгрииа, также жители Волыни и Холмщины Российской империи называли себя «руськими», или «русынами». Также называли их и поляки, этноним «русины» использовался до середины XX века. Частью украинцев, проживающих в Закарпатье и в восточных областях Словакии - Лемковщине, и русины Воеводины и Паннонии, в меньшей степени — в Венгрии и Румынии, самоназвание «русины» употребляется и в настоящее время, при этом часть данной этнической группы лиц настаивает на своей принадлежности к отличной от украинцев нации — русины (лемки)