К вопросу о роли философии в жизни общества
(об одной распространенной гносеологической ошибке)
15 ноября 2012 года - Всемирный день философии. В 2002 г. ЮНЕСКО предложила ежегодно проводить Всемирный день философии с тем, чтобы на глобальном уровне приобщить мировое сообщество к богатству философской мысли. Цель Дня заключается в том, чтобы ознакомить людей с философским наследием, привнести в обыденное мышление новые идеи и научиться совместно обсуждать и решать актуальные проблемы, встающие перед современным обществом.
Нередко и до сих пор встречается пренебрежительное отношение к философии как к чему-то оторванному от жизни и ненужному. К сожалению, даже среди образованных людей, работников науки, особенно в естествознании. Они кичатся тем, что занимаются конкретными вещами, и твердят, что философия им не нужна. Таким людям следует напомнить меткое замечание Фридриха Энгельса: "Какую бы позу ни принимали естествоиспытатели, над ними властвует философия". Прекрасно сказано! К этому хочется добавить - и не только естествоиспытатели, но и обществоведы.
Можно услышать и прямо противоположное суждение. Его приверженцы сначала справедливо подчёркивают большую общественную и научную роль философии. Они отмечают, что философия – основа большинства политических учений. В начале каждого из политических учений лежит какое-нибудь философское направление, взгляд. Мало какая наука может так повлиять на эволюцию государства. А государство способно повлиять на сознание человека. Мало какая другая наука может так широко охватить понятия красоты, добра и зла, истины. Философия занимается синтезом, обобщением. Она строит систему знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, о разуме и нравственности. Она не изучает какую-то одну сторону сущего (как все другие науки), а пытается охватить все сущее в целом, во всей полноте содержания и смысла. Без этого мы не можем иметь полную картину происходящего, сущего. Отсюда, полагают преданные приверженцы философии, можно заключить, что их наука стоит отдельно. Они утверждают, что философия не принадлежит к какому-то конкретному виду наук и что без неё невозможно изучать какую-то науку в отдельности. Более того, они идут ещё дальше. Они убеждены, что до тех пор, пока мы не будем иметь представления о сущности в целом, не имеет смысла изучать сущее по частям!
При всём уважении к философии, такой гипертрофированный подход является серьезной гносеологической ошибкой. Выходит, не надо изучать математику, физику, химию или историю до тех пор, пока философы не выяснят свои представления "о сущности в целом". Такой подход не может быть приемлем в научном познании окружающего мира. Более того, он может оказаться крайне вредным, серьезно тормозить развитие многих научных направлений. Этому есть прецеденты. В нашем советском прошлом партийные чиновники от науки и по их указанию многие добросовестные учёные яростно громили новые прогрессивные науки только на том основании, что эти новые научные направления не соответствовали марксистско-ленинской философии, материалистической диалектике. Такая судьба постигла генетику, кибернетику, языкознание, новые физико-химические теории. Их авторов заставляли, в худших традициях святой инквизиции, отрекаться и писать покаяния. Даже исследование строения атомного ядра одно время признавалось ненужным и вредным. Авторы этих исследований, Курчатов и Королёв, были репрессированы. И только с началом Великой Отечественной войны, когда были получены агентурные сведения о зарубежных работах и о тех последствиях, которые могут возникнуть у нас при дальнейшем пренебрежительном отношении к этим разработкам, Сталин вынужден был вернуть обоих учёных из ГУЛАГа и поставить во главе грандиозных проектов. Атомная и ракетно-космическая отрасли, к счастью, не стали заложниками философских догматов.
Как говорится, истина посередине. Нельзя относиться с неуважением и пренебрежением к философии. Она и в самом деле "наука всех наук". Но нельзя впадать в другую крайность, преувеличивать роль философии в познании мира, превращать её в некий фетиш, подчиняя ему процесс познания. Философия развивается одновременно и во взаимодействии с другими науками, обогащается новыми достижениями по мере расширения и углубления специальных знаний об окружающем мире.
Ярославль, 15 ноября 2912 г. .