Задача Суфизма в мире
Хазрат Инайят Хан
Суфийское Движение должно выполнить две задачи в мире: первая - служить личностям, ищущим истину, вторая - осуществить лучшее понимание между людьми. Поэтому выполнение этих двух задач зависит друг от друга, без развития личностей развитие человечества затрудняется; в общем, без развития человечества развитие личности также затрудняется. Суфийское Движение не является политическим, потому что для суфия за пределами политической идеи существует идея мистическая. Во все проошлые времена духовное послание давалось пророком, поскольку слова Бога приходили к человечеству через медитацию мистика. Когда закон в руках мирских интеллектуальных людей приходит в упадок, он всегда будет несовершенным. Он хочет видеть дальше, чем обычный глаз, чтобы видеть действительное состояние жизни, которое те, кто интересуется жизнью, не могут видеть, так как они, будучи пристрастными, не могут помочь, когда возникает вопрос, представляющий их собственный интерес.
Главное, что принесло миру Суфийское Послание, - терпимость ко всем верам, которые существуют во всех частях мира, и которым следуют разные люди. Его можно осуществить через идею одной истины, представленной как религии, а все разные веры - как его ветви. Для суфия истинная религия является морем истины, а все различные веры - его волнами. Послание Бога приходит время от времени подобно приливу и отливу в море, но что остается всегда, - так это море, истина. Те, кто считает, что другие находятся на неправильном жизненном пути, сами находятся на не правильном пути, так как человек правильного пути считает, что каждый путь раньше или позже приводит к той же цели. Задачей суфия не является новообращение в определенную веру, исключая все веры. Для суфийских орденов новообращенный означает новообращенный во все веры этого мира, а не ограниченный определенной верой. Вера для суфия - это свободный идеал, а не плен.
Задача суфия смотреть на все человечество как на одно тело, на все расы - как на разные части этого тела, на все нации - как на его органы. Люди - это частицы, которые образуют это тело, а дух этого тела - Бог. Как здоровье и счастье тела зависят от каждой из его частиц, находящихся в хорошем состоянии, так счастье и мир всего мира и людей в нем зависят от состояния друг друга. В задачу суфия не входит приглашать людей поверить в религиозные предрассудки, чтобы вызвать интерес к чудотворству, развитию силы или испытанию феноменов. Его главная цель та же, которой учил Христос: возлюби ближнего своего. По отношению к отдельным людям задача суфиев индивидуальна.
Муршид [Суфийский учитель] вначале лечит мюрида (ученика) как врач, чтобы он мог лучше понимать, где он находится, чем он является, что он хочет сделать, и как он должен работать, чтобы это осуществить. Муршид объясняет своему мюриду, на что стоит тратить время и труд, на что нет. Это не только изучение, но и практика того, что вновь и вновь предписывает Муршид мюриду. Но еще большую важность имеет контакт с Муршидом. Краткая беседа с ним помогает больше, чем изучение книг в библиотеке в течение года, так как Муршид должен зажечь в сердце мюрида божественный дух, который является наследием человека. Нет ни особой дисциплины, ни особой веры, к которой мюридов принуждают. Каждый мюрид свободен думать за себя. Вся задача Муршида заключается в том, чтобы освободить душу искателя истины.