На Кубани коллективизация была проведена в 1929-30 годах. Параллельно с коллективизацией осуществлялась тогда и высылка кулаков. К 1933 г. уже была закончена сплошная коллективизация, а кулаки высланы на Урал, и выражение "кулацкий саботаж" не соответствовало фактическому состоянию общества в этот исторический момент.
"Кулацкий саботаж" был ширмой, за которой скрывали основную цель - уничтожение казачества как национального сословия, которое показалось ненадежным советской власти. Метод уничтожения был избран самый бесчеловечный, варварский, хуже душегубок и прямого расстрела - голод.
А.Гриценко, ст. Каневская
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На "черную доску" заносились станицы, которые не справились в 1932 году с планом хлебосдачи. В них изымалось полностью не только все зерно, но и съестные припасы, из магазинов вывозились все товары - они закрывались, запрещалась всякая торговля.
Окруженные войсками станицы и хутора превращались в резервации, откуда был единственный выход - на кладбище.
Уничтожая людей, злодеи пытались уничтожить саму память о них: места братских захоронений (ямы, глиняные карьеры) никак не обозначались, а людей, которые пытались вести учет жертв, - расстреливали как злейших врагов народа. Книги записей рождений и смертей уничтожались.
Специальная карательная экспедиция из трех отрядов особого назначения (латыши, мадьяры и китайцы - все кавалеры ордена Красного Знамени) только в Тихорецкой на станичной площади за три дня расстреляла около 600 пожилых казаков!...
Преступления против собственного народа большевицко-го режима не должны быть забыты; нет им прощения!
Георгий Кокунько
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
..Объявили, что в Новодеревянковской зреет контрреволюция, занесли станицу на "черную доску". Был поднят Ейский полк: оцепили всю станицу, ни въехать, ни выехать. Зерно из станицы вывезли все подчистую -прямо в поле, на ток, и пшеницу, и кукурузу. Оно потом все так в кучах и погибло на земле.
И не дай Бог, найдут у кого старые фотографии с казаками - сразу забирали того человека. Ага, говорят, так ты ждешь казачью власть, атаманы чтоб вернулись; тебе не нравится советская власть! Так бабушка наши все фотографии семейные из сундука взяла да закопала где-то в саду. А потом от голода и умерла. Другие старики велели родным хоронить себя вместе с дорогими фотографиями на груди...
Потом уже, после голода, да и после войны как вернулся, встречал этих. Ходят, пригнувшись... "Что же вы, гады, делали тогда?" -"Нас заставляли..." - "Кто вас заставлял? Выслуживались, сволочи!"
Около двадцати тысяч было в станице. Осталось в живых - меньше восьми. Контрреволюцию же так и не нашли...
П.М.Андрюнкин (1913 г.р.), учитель
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
При въезде в хутор Албаши и в соседние казачьи станицы вблизи наезженной дороги глубоко вкопаны столбы. Осмолили их дегтем и смолою и поперек от столба к столбу прибили трафарет с надписью, сделанной небрежной рукой: "Въезд и выезд ЗАПРЕЩЕН! Карается сурово - по закону. Здесь - САБОТАЖ!".
Тщательно готовилась расправа тюрьмой, голодом, убийством. Попробуй выбраться со двора, уехать из родной отцовской хаты, бежать за ту черту, отмеченную столбами, - убьют и ночью бросят в давно готовый длинный ров у хуторского кладбища.
У власти кто был в крае Азово-Черноморском? Ларин, Евдокимов, Шеболдаев сменяли друг друга. От них в Староминской район шли совершенно секретные циркуляры - лишать казаков жизни. Хуторские власти в своих руках держали кладовые и амбары зерновые и, явно радуясь смерти людей, ключами бряцали.
Когда снова весна настала, природа оживилась. Удоды во дворах пустых ходили щеголем, резвились. Но в какую хату ни зайди, лежали люди. В разных позах, кто на полу, кто на кровати. В оврагах, в балках, бурьянах и на берегу Албашско-го лимана. Никто уж не поможет им, рвы на кладбище заполнились, негде хоронить, дожившие ослабли, нету мочи...
Павел Пантелеевич Литовка (1917 г.р.), Новороссийск
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------