СЕВЕР И ЮГ
Еще десять лет назад более 80% всего российского газа, направляемого в страны Европы, следовало транзитом через территорию Украины. В канун недавнего финансового кризиса эта доля составляла почти 75%, отмечает аналитик инвестиционного финансового дома “Капиталъ” Виталий Крюков, теперь она сократилась до 57%. “В основном из-за перераспределения части этого экспорта в пользу газопровода “Северный поток”, проложенного по дну Балтийского моря к Германии, а также газопроводов, проходящих через территорию Белоруссии. Другой фактор – падение общих объемов газового экспорта России ввиду сокращения спроса в самой Европе”.
В целом объемы экспорта российского газа, две трети которого приходится на страны ЕС, сократились в 2012 году, по данным Министерства энергетики, на 8,7%. Это сокращение привело к тому, что даже первые линии “Северного потока” едва заполнены наполовину. А в 2014 году предполагается начать строительство и “Южного потока”.
Радикального пересмотра ранее заключенных с “Газпромом” контрактов вряд ли стоит ожидать – принцип “бери или плати” в них, видимо, сохранится
Экономически для “Газпрома” более эффективным является транзит газа для Европы через территорию Украины, чем его прокачка по “Южному потоку”, полагает аналитик австрийского банка Raiffeisen Андрей Полищук. Проблема, в частности, в том, что “Газпрому”, исходя из принципа “качай или плати”, придется платить партнерам по проекту заранее согласованный тариф и в том случае, если новый трубопровод не будет заполнен на проектную мощность – просто из-за меньшего спроса.
“Многое будет зависеть именно от этого спроса, – продолжает Полищук. – Сам “Газпром” пока прогнозирует значительный рост экспортных поставок в Европу, которые, как ему представляется, заполнят и существующие газопроводы, и строящиеся”.
Выбор России будет в итоге определяться, с одной стороны, тем, как она оценит потенциальные риски продолжения транзита газа через территорию Украины – в виде так называемого “несанкционированного отбора” или любых других нештатных ситуаций, говорит аналитик инвестиционной компании “Уралсиб Кэпитал” Алексей Кокин. А с другой стороны, тем, как будет меняться общий бюджет проекта “Южный поток” – по мере приближения его реализации.
По очень предварительным экспертным оценкам, “Южный поток”, скорее, не представляется наилучшим решением проблемы, поскольку, во-первых, затраты на него чрезвычайно велики, а во-вторых, реализовывать его “Газпром” будет не самостоятельно, а в составе обширного международного консорциума, продолжает Кокин. Более того, для самого “Газпрома”, полагает аналитик, новый трубопровод будет означать лишь перенаправление уже существующих потоков газа, замещение прежних их маршрутов: то есть выручки он, по большому счету, не добавляет и потому не выглядит коммерчески привлекательным проектом.
Если появляется и третий участник – Европейский союз, "вся схема соинвестирования проекта становится слишком запутанной"
“А раз так, то и для акционеров “Газпрома”, включая крупнейшего из них – государство, он представляется проблематичным. И может быть оправданным лишь в том случае, если потенциальные риски ущерба возможных нештатных ситуаций на территории Украины будут оценены как слишком высокие”.
Маршруты транзита газа через территорию Украины и по “Южному потоку” – не взаимоисключающие варианты, считает Виталий Крюков, ведь Россия может подписать с Украиной договор об аренде украинской газотранспортной системы (ГТС). Вопрос – на каких условиях?..