(Продолжение афоризмов)
21. Лепта духовная, а вознаграждение - материальное.
За ту ничтожную лепту, которую служители культа вносят в области интеллектуального творчества, они трубуют непомерного материального вознаграждения.
22. Природа достаточно могущественна.
Мысль о том , что материя может когда-нибудь и где-нибудь повторить тебя в абсолютной точности, есть утонченное суеверие. Несмотря на то, что миров, подобных нашей Земле, во Вселенной бесконечное множество и возникновение таких миров в ней никогда не прекратится, природа достаточно могущественна для того, чтобы постоянно создавать новое.
23. Пророк и великий государственный муж.
Политик, который придает своим речам обтекаемые формы и стремящийся уйти от прямых ответов на поставленные вопросы, отличается от религиозного пророка только предметом рассуждений.
24.Подлинный мессия.
Чем лучше государственный муж умеет посредством двусмысленных фраз скрывать от народа свои подлинные намерения и цели, с тем большим правом он может быть назван пророком.
25. Послушание в мире церковном есть своего рода вдохновение.
Для монаха или дьячка послушание и готовность склониться перед авторитетом значат то же, что для поэта вдохновение и талант. Без послушания продвижение по лестнице церковной иерархии невозможно.
26. Вера не столь важна, как место в обществе.
Базен, слуга Арамиса, восхищался наградой в виде кошелька с золотом, полученной его сударьом якобы за написанную им поэму, и восклицал, что быть поэтом - не хуже, чем быть аббатом. Как видим, даже для мечтавшего стать когда-нибудь кардиналом простолюдина вера была не столь важна, как место в обществе.
27. Поэт и теолог.
Если бы пророки и отцы церкви в своих проповедях постоянно добавляли, что их басни не стоит принимать на веру, они из теологов превратились бы в поэтов, правда, не слишком великих. Вот почему - видимо, следуя тому правилу, очень определенно высказанному моралистом, что лучше быть первым в заурядном деле, нежели вторым в деле высоком - они предпочли остаться всего лишь теологами. Отсюда следует вывод и относительно поэтов: если поэты начинают уверять, будто их творения навеяны откровением высшего существа, есть следствие какой-то связи с последним, они отчасти перестают быть поэтами. Им остается сделать еще только один шаг для того, чтобы вполне стать теологами и порвать с искусством - начать уверять, что содержание их произведений есть не поэтический вымысел, а - действительность.
28. Отношение церкви к сатанизму более благожелательное, нежели ее отношение к научному атеизму.
29. Религия усиливает межнациональную рознь.
Подобно тому, как шизофрению, отягощенную алкоголизмом или наркоманией, лечить труднее, чем просто шизофрению, так и национализм, отягощенный различием в вероисповедании, преодолеть труднее. Следовательно, возрождение религии способствует не большему взаимопониманию между народами, но, напротив, - лишь сеет и усиливает межнациональную рознь.
30. Деньги - бог нашего мира.
Подлинный бог нашего мира - деньги. И более всего этому богу служат как раз именно те, кто чаще других толкует о боге.
31. Частная собственность и деньги.
Не было бы частной собственности - не было бы и денег. Деньги есть лишь там, где господствует частная собственность.
32. Сберкнижка и партбилет.
Господство частной собственности возникло не сегодня, оно было и вчера; тот, кто имел партбилет, нередко владел и сберкнижкой, а то и несколькими. И последние как раз и были наиболее характеризующим данное лицо признаком. Под властью партбилета таилась на самом деле власть денежного мешка.
33. В буржуазном мире тот, кто приносит обществу наибольшую пользу, получает наименьшее вознаграждение, а больше всего доход у того, кто приносит обществу даже не пользу, а - наибольший вред.
34. Обманутые вкладчики.
Проценты от вклада в банк есть узаконенные нетрудовые доходы, а обманутые вкладчики - это те, которые угодили в ту самую яму, которую они рыли другим. Это как раз тот случай, когда верна поговорка "За что боролись, на то и напоролись".
35. Чем резче открываешь дверь, тем меньше она скрипит. ( Девиз экспроприаторов ).