Эдя, спасибо.
При разногласиях и свободе выбора менять или не менять возникает рынок и экономика как явление. Возникает универсальный товар - деньги. И т.д.
Когда нет свободы выбора менять или не менять, когда он уже кем-то сделан рынок не возникает, а экономика как явление (живое)? Или это - мёртворождённое дитя субъективности?
А еще есть сложный и простой труд. Когда сложный труд могут выполнять единицы и пользоваться своей монополией на этот труд. Монополию на вид деятельности можно осуществлять так же с помощью СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА. Вот только последнее злоупотребление социализм и ликвидирует. Но ослабляет его и капитализм с мощной налоговой системой.
Задержимся несколько на "простом труде". Есть два важных для людей понятия - мочь и хотеть. Хотят все, а могут немногие. Но все могут и не хотеть. Простой труд примитивен, обнообразен и тягостен. И желающих им заниматься по доброй воле было бы не найти вовсе, если бы не благословенная нужда. Теперь вот в рабочие-то мало кто хочет идти и страну наводнили мигранты. А если бы их не было? Нежелание общества (при отсутствии нужды, хотя бы кратковременном) заниматься простым трудом повело бы к значительному возрастанию его оценки, т.е. к переоценке ценностей? Тогда получается, что нужда является необходимым условием существования современного общества?
С другой стороны, если сложный труд обратить в капитал, приносящий проценты, то в эту сферу ринутся "процентщики" и заполнят её своею некомпетентностью. Что мы уже и можем наблюдать во многих сферах деятельности. Далее это явление станет лишь усугубляться всем на пагубу!
Теперь о монополии. Её выгоды настолько очевидны, что о ней мечтают, к ней стремятся и в борьбе за неё готовы умереть многие, даже религии и государства. Можно ли естественное стремление людей к установлению монополии чем-то эффективно сдерживать?
Одних "Законов" явно не достанет на это.