Юлия Латынина, обозреватель “Эха Москвы”
Это комплекс из нескольких боевых машин. Есть транспортно-заряжающая машина кроме самой пусковой установки, есть третья машина, которая обеспечивает радиолокационный обзор и совмещена она, как я понимаю, с командным пунктом.
Значит ли это (самый важный вопрос), что «Бук» может действовать, только когда эти машины вместе? Ответ: «Нет». Это самое важное. Вот, надо понимать: «Бук» разрабатывали как мобильный комплекс, который движется в составе танковой колонны и обеспечивает ее прикрытие.
Вот, видно на видео, что машина едет только одна. Почему одна? Потому что ее вполне достаточно. Транспортно-заряжающей было не надо (видимо, просто съездила бы туда-обратно). А радиолокационная установка – это вот что такое. «Бук» вполне способен действовать без радиолокационной установки, потому что если вы посмотрите на эту штуковину, вы увидите, что у нее спереди такой пятачок как у свиньи. И если вы внимательно присмотритесь, вы увидите, что он даже… Видно, что это не железо, а что он покрыт другим материалом.
Вот это как раз входящая в общую систему комплекса большая антенна, как раз входящая в саму машину антенна. У нее такая проблема, что она может не в круговую вести цель, не в 360 градусах, а только 120 градусов. Но этого вполне хватает. И сам вот этот свиной пятачок – это радиопрозрачный обтекатель для этой антенны.
То есть еще раз повторяю, самое главное достоинства «Бука» – это как раз то, что это маневренный комплекс, который способен сопровождать именно движущиеся объекты, в данном случае танковые колонны. Разрабатывался он, конечно, под наступление российской армии после ядерного взрыва именно в условиях войны, когда очень важно господство, вот эту танковую колонну уберечь от всего, что летает в воздухе.